Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Баландин А.А.
Соискатель кафедры публичного права Гуманитарного Университета(г. Екатеринбург)


Анализ понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина в российской политико-правовой теории и практике

Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина может быть проведена по различным основаниям: по сфере действия рассматривают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии; по содержанию и видам деятельности гарантии подразделяют на экономико-правовые, политико-правовые, социально-правовые и правовые, которые в свою очередь могут быть материальными, идеальными, процессуальными, технико-юридическими. В качестве правовой гарантии рассматривают также и юридическую ответственность.

Все это предопределило понятийный аппарат предмета исследования и формулирование ряда ключевых понятий, связанных с анализом понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина в российской политико-правовой теории и практике. Прежде всего, это понятия прав и свобод человека и гражданина и их гарантий.

Исторически сложилось так, что само становление прав человека повлияло на формирование их системы. Их обычно подразделяют на три поколения в соответствии с историческими этапами их провозглашения.

Первое поколение было провозглашено ранними буржуазными революциями гражданские и политические права (свобода слова, мысли, совести, союзов, право на выбор места жительства, право на объединение и др.).

Второе поколение это социально-экономические права, появление которых в историческом аспекте во многом было связано с социалистическими идеями. Реализация этих прав в отличие от первого поколения требует, чтобы их гарантом выступало государство.

Третье поколение прав - коллективные права - это право народа, право нации, человечества они не являются естественными, поскольку формируются и вырабатываются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их осуществление не может ущемлять прав и свобод индивида: они принадлежат не столько отдельному индивиду, сколько нации, народу, всему человечеству. Здесь подразумеваются права на мир, развитие, благоприятную окружающую среду, самоопределение и т.п.

В соответствии с естественно-правовой доктриной сформулировано современное понятие прав человека, отражающее их сущность: права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они обеспечивают его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

Применительно же к государству классификация прав и свобод человека (личности) приобретает более четкий и организованный характер. Это, прежде всего, связано с институтом гражданства. Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства: они квалифицируют человека как члена определенного государственно-организованного сообщества .

Помимо исторически сложившегося деления субъективных прав на права человека и права гражданина еще распознают, например: права российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан.

В системе прав и свобод личности выделяют две большие группы прав: конституционные (основные) и закрепленные в текущем законодательстве отраслевые . Под «конституционными (основными) правами человека» понимаются права, содержащиеся в конституции государства («конституционные права и свободы») и международно-правовых документах по правам человека. Поэтому основные, фундаментальные права, являются правовой базой для производных, но не менее важных его иных прав . Конституционные права и свободы человека, закрепленные в Основном законе определяют правовое положение личности в государстве. Они составляют юридическую базу для производных отраслевых прав, зафиксированных в отраслевом законодательстве. Это связано с тем, что конституционные права и свободы не могут охватить все многообразие общественных отношений и отраслевые права призваны их конкретизировать. Вместе они составляют правовой статус личности совокупность прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Правовой статус определяет права индивида (личности): права индивида (личности) понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду (пенсионеру, работнику, военнослужащему и т.д.) в конкретной ситуации. Объем их зависит от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, других условий его жизни .

Дискуссионной проблемой остается определение места прав и свобод личности, направленных на охрану других ее прав и свобод: имеется в виду право на судебную защиту, право на обращение в межгосударственные правозащитные организации, возмещение государством причиненного властью вреда, квалифицированную юридическую помощь, право обвиняемого на защиту, право осужденного на пересмотр приговора и др. Эти права квалифицируют, как процессуально-охранительные в числе личных (гражданских) прав индивида.

Помимо общих прав и свобод выделяют, также множество специальных прав. Например, права женщин, несовершеннолетних, рабочих, служащих, ветеранов, пенсионеров, инвалидов, беженцев и т.д. Специальные права в демократическом обществе направлены, прежде всего, на реализацию принципа справедливости: на достижение равенства перед законом, поддержку социально нуждающихся.

Права и свободы классифицируют, также в зависимости от закрепления в отраслях права. Материальные права и свободы закреплены в нормах конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслях материального права. Процессуальные права и свободы зафиксированы в основном в процессуальных отраслях, осуществляют функцию обеспечения, защиты и восстановления нарушенных прав и свобод.

В зависимости от интересов и потребностей, которые удовлетворяют права и свободы посредством их реализации. Они подразделяются на гражданские (право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, свобода совести, мысли и др.); политические (право избирать и быть избранным, право на объединение, митинги, демонстрации и др.); экономические (право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, социальное обеспечение и др.); культурные права (право на образование, на участие в культурной жизни, свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, право на охрану авторских прав и др.).

Вышеуказанная классификация обычно с теми или иными вариантами считается общепризнанной в международно-правовой практике. Связано это, прежде всего с тем, что произвольное трактование прав и свобод без проведения их тщательного анализа недопустимо гораздо эффективнее использование в науке единой, утвердившейся конструкции для решения теоретических и практических вопросов их реализации и гарантирования.

Различие же понятий и терминов «права» и «свободы» заключается в том, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора человека, не очерчивая конкретного результата: «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст.29 Конституции Российской Федерации). В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека, например, право на образование. Однако разграничение между правами и свободами провести сложно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами» . Практически право является указателем границ возможной свободы.

Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан, то есть в вопросе о правах и свободах человека центральное место занимает проблема обеспечения гарантий, так как о реальной ценности прав и свобод судят, прежде всего, по их охране и реализации. На практике права и свободы и их гарантии приобрели характер неразрывного единства и взаимозависимости. Поэтому не случайно в юридической науке говориться о необходимости разработки и внедрения концепции универсального на национальном и межгосударственном уровне механизма гарантий прав и свобод человека, который должен быть всеобъемлющим, целостным, саморегулируемым как единая система . Многие ученые, выделяя права человека в отдельную отрасль права предполагают, что она должна состоять из «совокупности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение этих прав» . Это еще раз подчеркивает важность определения понятия и сущности гарантий прав и свобод и их классификации для обеспечения эффективного действия механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

В современной политической и юридической науке существуют различные взгляды на понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина и составляющие их систему. Ранее большое внимание в правовой науке уделялось специальным (юридическим) гарантиям прав и свобод граждан: еще в советские годы В.М.Чхиквадзе определял их, как совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права . Но вскоре многие ученые начинают понимать под гарантиями целую систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. М.В. Баглай, рассматривая конституционные гарантии прав и свобод под гарантиями, понимает правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина, считая, что каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Применительно конституционным правам и свободам гарантии есть обязанность государства считает он. Определяя систему гарантий в конституционном праве М.В.Баглай условно разбивает гарантии на две группы: общие гарантии, понимая под ними сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права и гарантии правосудия. При этом он еще упоминает материальные гарантии прав, под которыми понимает совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными, отмечая, что само конституционное право рассматривает юридические гарантии, вытекающие из конституции, законов и нормативных актов.

Такие авторы, как М.И.Абдулаев и С.А.Комаров отмечают, что гарантии прав и свобод личности это реальные условия их охраны и реализации. Саму систему гарантий прав и свобод они подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Общими гарантиями они считают экономические, политические, идеологические, которые, по их мнению, представляют совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих условия для реализации прав и свобод граждан. Под специальными (юридическими) гарантиями Абдулаев и Комаров понимают правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения.

В.С.Шевцов в своей книге «Права человека и государства в Российской Федерации» говорит о том, что единственная и основная гарантия прав человека это правовое государство, которое осуществляет гарантирование прав и свобод человека и гражданина в строгих рамках права и посредством права – международного и внутригосударственного, тем самым он выражает мнение, что понятие гарантий равносильно понятию обязанности государства их обеспечить.

Профессор В.Д.Перевалов дает следующее понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина: «гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих все всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод» . В систему гарантий он включает международно-правовые гарантии (закрепленные в международных пактах, Всеобщей декларации прав человека и других документах), гарантии в рамках региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств и т.п.), внутригосударственные гарантии (закрепленные в конституциях и иных законодательных актах государств) и автономные (получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств: штатов, областей, республик и т.п.). Также он подразделяет их по содержанию и видам деятельности на экономико-правовые (свобода экономической деятельности, равенство собственности), политико-правовые (народное представительство, разделение властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной розни, социальные гарантии) и правовые (защита закона, независимый суд, право защищать свои права, юридическая ответственность за нарушения).

Таким образом, традиционно систему гарантий прав и свобод, подразделяют на общие гарантии - как совокупность экономических, политических, социальных, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод, и на специальные (юридические) гарантии – как правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения при их помощи обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов. В зависимости от источника закрепления специальные (юридические) гарантии делят на конституционные и отраслевые, а с точки зрения структуры на гарантии реализации и охраны.

Соответственно, общие гарантии это экономические, политические, идеологические, социальные, культурные гарантии.

Экономические гарантии устанавливают в обществе материальный базис, который является определяющим для удовлетворения материальных и духовных потребностей личности. Это гарантии собственности, экономической политики государства, обеспечивающей экономическую безопасность и независимость граждан.

Социальные гарантии создают равные условия для реализации своих потенциальных возможностей всем гражданам, принадлежащим к различным социальным группам. Особенную важность приобретают эти гарантии в эпоху развития рыночных отношений: они отражают социальную защищенность человека его права на определенный уровень благосостояния.

Политические гарантии – это гарантии политических свобод, завоеванных в ходе длительного развития демократического общества. Они имеют большое значение для формирования правового государства.

Идеологические гарантии отражают правовую идеологию, царящую в обществе, формируют мировоззрение личности.

Культурные гарантии обеспечивают сохранение культурных ценностей, основанных на любви к отечеству, вере в добро и справедливость: это общественная сознательность и образованность человека.

Некоторые авторы, например Н.В.Витрук из политических гарантий в самостоятельную группу выделяет социальные гарантии, а идеологические рассматривает, как составную часть духовных .

Большую роль играют и специальные (юридические) гарантии, которые закрепляются в конституционном и отраслевом законодательстве. В целом их можно рассматривать, как систему юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина. Специальные (юридические) гарантии защиты прав человека подразделяют, также на внутригосударственные и международные. Под внутригосударственными понимают систему культурных, социально-экономических, политических и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина. Закрепляются они в Конституции и конституционных законах. Международные гарантии это меры международного сообщества, направленные на обеспечение и защиту прав человека. Систему международных гарантий прав человека составляют: международные пакты и конвенции по правам человека; Комиссия по правам человека в рамках ООН; Комитет по правам человека; Европейская комиссия по правам человека; Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов, способных установить международно-правовую ответственность за нарушения прав человека .

Необходимо отметить, что все гарантии, как общие, так и специальные (юридические) действуют как единая система. Общие гарантии создают условия для реализации гарантий, а специальные обеспечивают процедуры их защиты и обеспечения.

В науке рассматривается также такой вид гарантий как организационные гарантии: под которыми понимают специальную организационную, техническую, информационную и другую подобную деятельность компетентных субъектов, направленную на содействие процессу реализации прав и свобод, эффективному функционированию общих и специальных (юридических) гарантий.

Интересен взгляд на гарантии прав и свобод человека и гражданина К. Экштайна он выделяет гарантии элементарной справедливости, гарантии честного судебного или административного процесса, гарантии процессуально-правового общения, гарантии конституционности судьи, гарантии собственности . Гарантии элементарной справедливости, по его мнению, должны основываться на двух основных принципах: принципе запрета произвола со стороны властей и принципе веры и доверия между гражданином и государством. Гарантии честного судебного или административного процесса основаны на принципах правового государства в сфере административного и судебного производства. Под гарантиями процессуально-правового общения он понимает право лица, интересы которого затрагивает судопроизводство получать информацию, знакомиться с материалами дела, участвовать в деле защищая свои интересы. Гарантии конституционности судьи означают, прежде всего, его независимость и беспристрастность. Гарантии собственности это защита самого института собственности, а также обеспечение свободы предпринимательской деятельности.

Итак, можно сделать следующие выводы:
1) с развитием человеческого общества перечень гарантий, входящих в систему гарантий прав и свобод человека и гражданина помимо выше перечисленных гарантий будет непрерывно расширяться;
2) в современной правовой науке устоялось мнение, что под гарантиями прав и свобод в основном понимают экономические, политические, идеологические и юридические средства, которые обеспечивают их реальное осуществление, а в необходимых случаях и эффективную защиту от нарушений;
3)гарантии прав и свобод представляют собой объемное социально-политическое и правовое явление. Представление, о которых зиждется на основных, выработанных человечеством понятиях о гуманизме, справедливости, равноправии, законности, то есть по своей сущности они представляют собой систему условий обеспечивающих удовлетворение потребностей человека;
4) гарантии, как и права и свободы человека – это универсальные ценности, для которых также характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности;
5) основная функция гарантий исполнение обязательств в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина всеми субъектами, в том числе и государством;
6) объектом гарантий являются общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением его имущественных и неимущественных интересов.

На основе анализа разных трактовок гарантий прав и свобод в философской, юридической и научной литературе, автором принято более полное понятие гарантий, приемлемое для использования в данном исследовании. Гарантии прав и свобод человека и гражданина - это система идеологических, культурных, политических, экономических и социальных условий существующих в обществе, а также наличие таких правовых средств, которые в состоянии реально на практике обеспечить и защитить права и свободы человека и гражданина.

Включение идеологических условий в понятие гарантий прав и свобод человека является с нашей точки зрения весьма важным для их обеспечения. Несмотря на то, что статья 13 Конституции Российской Федерации провозглашает деидеологизацию общества ошибочно выводить из данного конституционного требования идеологическую деятельность государства. «Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению». Под идеологией обычно понимают часть мирровозрения, охватывающего социальные явления, связанные с отношениями между различными социальными группами; принимающего форму коллективных верований; система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов и идей, отражающих интересы определенных классов, партий, наций, государств, групп людей . Практически идеология как система воззрений на общество, государство, личность позволяет человеку ориентироваться в обществе: судить о том, что допустимо в его поведении, а что нет: «Разрушение тоталитаризма выдвинуло перед Россией задачу реформирования общества, создания новых институтов и структур, призванных обеспечить свободу и демократию, права человека и достоинство личности. Для государства, в котором тоталитарный режим существовал более семидесяти лет, это проблемы невиданной сложности, требующие не только институциональных преобразований, но и социально- психологической, идеологической, нравственной переориентации общества. Но разве можно осуществить такую переориентацию, когда отсутствует государственная, точнее, государственно-правовая, идеология и сведена на «нет» государственная пропаганда гуманистических ценностей?!»

Следовательно, под системой идеологических условий необходимо понимать: правовую идеологию, сформировавшуюся в обществе, направленную на обеспечение гарантий прав и свобод человека, вырабатывающую у граждан мирровозрение, основанное на гуманистических ценностях. В данном аспекте, имея ввиду правовое государство речь должна идти, прежде всего, о государственно-правовой идеологии. Носителями этой правовой идеологии могут быть органы государственной власти, другие государственные институты, государственные деятели. Правовая политика в государстве реализуется и основывается в рамках данной идеологии, то есть без осуществления правовой пропаганды со стороны государства невозможно обеспечить гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие идеологических условий в обществе для гарантий прав и свобод вызовет негативные последствия в общественном правосознании. Таким образом, важно отметить следующие положения:
1) идеологические условия являются отражением идей царящих в обществе: соответственно в правовом социальном государстве это идеи о ценности человеческой личности о незыблемости прав и свобод человека;
2) следствием отрицания значения идеологических условий: права на правовую пропаганду со стороны государства и его органов, является развитие в обществе правового нигилизма.

Не менее важны и другие условия осуществления гарантий прав и свобод человека и гражданина. Это связано, прежде всего, с тем, что они действуют как единая целостная система и отсутствие одного из звеньев этой системы приведет к ее разрушению. Ниже приведены понятия этих условий.

Культурные условия это, прежде всего система ценностей, правовых идей, убеждений, стереотипов поведения, принятых членами общества, то есть, прежде всего, уровень развития правовой культуры ее влияние на развитие демократии.

Политические условия это возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны: право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций и т.п., а также наличие в государстве демократической политической власти.

Экономические условия это возможность иметь собственность, свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, свободу трудовой деятельности. Для обеспечения этих условий большую роль играет политика государства в сфере экономической деятельности, которая должна способствовать экономическому развитию страны.

Социальные условия тесно связаны с экономическими и зависят от экономического состояния государства. Главная особенность их состоит в том, что они должны обеспечивать такой уровень благосостояния для всех членов общества, который бы гарантировал им равные возможности в осуществлении своих прав и свобод.

К правовым средствам, обеспечивающим гарантии прав и свобод человека и гражданина относят соответствующие нормы права, которые фиксируют права и свободы, и обеспечивают правоприменительную деятельность по охране, защите и восстановлению нарушенных субъективных прав человека.

Таким образом, определение понятия и сущности прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, рассмотрение элементов составляющих их систему имеет большое значение, как в теоретическом аспекте, так и в практической правоприменительной деятельности по обеспечению гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина в России.



1.Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.,1991.С.31-32.
2.Теория государства и права. Под ред. Проф. В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова. М.,2003. С.540.
3.Комаров С.А.,РостовщиковИ.В.Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб.,2002.С.92.
4.Теория государства и права. Под ред. Проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. М.,2003. С541.
5.Теория государства и права. Под ред. Проф. В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.,2003.С.541.
6.Комаров С.А. Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб.,2002.С.96.
7.Права человека. Отв. ред.Е.А.Лукашева. М.,2003.С.132-133.
8.Назаров Б.Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.,1989. С.73-74.
9.Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.,1995.С.56.
10.Чхиквадзе В.М.Социалистический гуманизм и права человека: Ленинские идеи и современность. М., 1978. С.261.
11.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.,2003. С.276-289.
12.Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., С.239-250.
13.Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., С.159-181.
14.Перевалов В.Д. Гарантии прав человека и гражданина // Теория государства и права. М., 2003.С.545-548.
15.Витрук Н.В.Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С.38-39.
16.Абдулаев М.И. Права человека и закон. СПб.,2004.С.18186-188.
17.Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб.,2002.С.85.
18.Экштайн К. Основные права и свободы. М., 2004.С.253-359.
19.Рыбаков В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве // Вестник Омского университета. 1998. Вып.1. С.91.
20.Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.
21.Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в российской государственности: история, современность, перспективы, проблемы. СПб., 2003. С.19.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru