Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Басимов М.М.; Хромов А.Б.
профессор, Курганский государственный университет, юридический факультет, кафедра социологии и социальной работы; доцент, Курганский государственный университет, факультет Психологии, валеологии и спорта, кафедра общей и социальной психологии(г. Курган)


“ОТКРЫТОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ” В РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РОССИИ, ИНДИИ И США

Кросс-культурная психология определяет особенности этнической культуры, изучая коллективные представления людей по прямым оценочным суждениям. Но сравнивая этнические стереотипы восприятия одной культуры представителями других культур, и автостереотипы представителей оцениваемой культуры, неизбежно обнаруживаем несоответствие оценок.

Коллективные представления студентов изучались нами на трех уровнях рефлексии (0, 1, 2). Нулевой уровень коллективных представлений измерялся прямыми оценками особенностей своей культуры и особенностей других культур. Первый уровень рефлексивных представлений совпадает с автостереотипами и рефлексивными представлениями других культур за представителей своей культуры. Второй уровень рефлексивного представления - многократное отражение некоторых особенностей культуры с точки зрения представителей другой культуры.

Для оценки культур использовался культурно-ценностный дифференциал, разработанный Г.У.Солдатовой, И.М.Кузнецовым, С.В.Рыжовой, и адаптированный А.Б.Хромовым для многоуровневого рефлексивного оценивания культур по параметрам групповых ценностных ориентаций: на группу, на власть, друг на друга, на соци¬альные изменения.

Для трех этносов в результате перекрестного измерения имеем 36 прямых и рефлексивных оценок первого и второго уровня. Оценки разделим на три группы в зависимости от того какая культура [российская (R), американская (A), индийская (I)] оценивается. Во вводимом обозначении оценки NXYZ четыре позиции имеют следующий смысл: N – уровень рефлексии (0, 1, 2); X (в таб.1 - строки) – кто оценивает (R, A, I); Y – кого оценивают (R, A, I); Z (в таб.1 - точки на отрезках) – с чьей точки зрения оценивают (R, A, I). По каждой группе имеем 12 оценок: по четыре оценки со стороны каждой из трех изучаемых культур: одна прямая оценка (обозначена по позиции Z символом “*”) и три рефлексивные оценки с точки зрения каждой из трех культур. Например, 0IR* - прямая оценка российской культуры индийцами, 2ARI – рефлексивная оценка российской культуры американцами с позиции индийцев.

Для анализа кросс-культурного рефлексивного исследования был адаптирован авторский метод множественного сравнения (М.М.Басимов) разнородных психологических характеристик и групп испытуемых, ими описываемых. Рассмотрим описание шкалы из культурно-ценностного дифференциала “Ориентация на изменения” (“Открытость к переменам”). Шкала “Ориентация на изменения” рассматривается в диапазоне “открытость к переменам - сопротивление переме¬нам” по параметрам: открытости - закрытости культуры (открытость - замкну¬тость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее - устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску - осторожность). В результате решения задачи одновременно для четырех параметров интервал сравнительных весомостей для параметра “Открытость к переменам” получился от (–112) до (+99).

Наибольшая сравнительная весомость параметра “Открытость к переменам” наблюдается у прямой оценки американцами себя (+99), а наименьшая сравнительная весомость (-112) - у прямой оценки американцами индийской культуры. Оценки американской культуры изменяются от (-88) до (+99); оценки российской культуры изменяются от (-83) до (+87); а оценки индийской культуры – от (-112) до (-1).

Открытость к переменам (см. таб.1) по результатам всех оценок (от –112 до –1) наименее свойственна индийской культуре, при этом сами индийцы (с любой точки зрения) дают себе более высокие оценки, хотя и мало отличающиеся друг от друга (от –17 до –1), нежели их оценивают представители России (от –87 до –38) и США (от –112 до –56).

При оценке американской и российской культуры наблюдается явная неоднозначность в оценке открытости к переменам. В американской культуре открытость к переменам явно недооценивают индийцы (оценки от –88 до 16), при этом наблюдаются особенно крайне низкие рефлексивные оценки индийцев с позиции американцев (-88). Американцы и россияне примерно одинаково оценивают открытость к переменам в американской

культуре (от 27 до 99 и от 32 до 84). При этом в противовес индийским оценкам в обоих случаях рефлексивные оценки с позиции американцев максимальны как у россиян (84), так и у американцев (99).

При оценке российской культуры по открытости к переменам интервалы оценок, данные американцами (от –83 до –22) и индийцами (от –83 до –14), примерно одинаковы. А вот оценки (интервал оценок от 32 до 87), данные россиянами значительно превышают оценки, данные двумя другими этносами (интервалы от –83 до –22 и –14). При этом россияне считают, что наиболее приписывают им открытость к переменам американцы (87), а наименее – индийцы (32).

Наибольший разброс рефлексивных оценок (104) наблюдается при оценке индийцами американской культуры, что связано, наверное, с мнением индийцев, что американскую культуру по параметру “Открытость к переменам” все воспринимают крайне своеобразно.

Наименьший разброс рефлексивных оценок имеем при оценке индийцами своей культуры (16), что связано, по-видимому, с мнением индийцев, что их культуру по параметру “Открытость к переменам” воспринимают в мире стереотипно.



1.Басимов М.М. Математические методы анализа рефлексивных представлений в кросс-культурных исследованиях // Рефлексивные процессы и управление (Международный научно-практический междисциплинарный). - 2005. - Том 5 №1. - С. 59-70.
2.Басимов М.М. Методы множественного сравнения в психологических исследованиях // Методы исследования психологических структур и их динамики. Выпуск 3. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - С. 128-157.
3.Басимов М.М., Хромов А.Б., Дюби Б. (Индия), Моррисон Д. (США) Рефлексивные представления некоторых особенностей культуры России, Индии и США // Рефлексивные процессы и управление (Международный научно-практический междисциплинарный). - 2005. - Том 5 №1. - С. 35-59.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru