Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Березина А.В.
(г.Екатеринбург)


К вопросу о периодизации деятельности молодежных субкультур в России

Не раз за последние годы предметом исследования наук об обществе становится дискурс молодежных субкультур в России.

Единогласно отмечается коммуникативное своеобразие молодежи как субъекта социального действия. Но вопрос о периодизации развития молодежных субкультур остается открытым.

Основанием для разработки подобной периодизации мог бы служить анализ дискурса молодежных субкультур и ортодоксальной культуры, который, так или иначе, связан с проблемой изучения взаимодействия социально-политических, экономических и культурных факторов. Данный подход к проблеме делает возможным анализ динамики ценностей на уровне повседневных практик и учет складывающихся социальных отношений в принципиально новых коммуникативных условиях.

Общепринято то, что развитые молодежные субкультуры – явление постиндустриального общества. Но зарождаются они тогда, когда для процветания общества важно не удержание традиций, а значимо движение вперед за счет частичного отрицания культуры «отцов».

Поэтому, для анализа дискурса молодежных субкультур не менее важно изучение периода их зарождения.

Молодежь стоит в центре всех социально-экономических движений в обществе и провозглашает культурные инновационные изменения, носителем которых является молодежная субкультура.

Второй период связывается нами с формированием молодежной субкультуры как контркультуры.

Ортодоксальная культура в Советском Союзе развивалась на фоне планового экономического хозяйствования, провозглашения отсутствия конкуренции, как в экономической сфере, так и внутри социальной и внутриполитической.

Провозглашение так и осталось провозглашением. Если внутри страны еще кое-как удавалось удержать видимость отсутствия конкуренции, то за ее границами конкуренция набирала силы.

Западные товары, идеология, демократические ценности так или иначе, проникали в Советское общество.

Ортодоксальное советское общество, с его четко выстроенной культурной программой развития страны, отвергало молодежный дискурс. Оно не способно было на поколенческую связь со своим будущим. Будущее было уже расписано, запланировано, «продумано». Поэтому оно глушило, загоняло в подполье любые проявления конкуренции. Молодежные движения пришли в состояние «сжатой пружины», впоследствии во многом предопределив ход перестройки российского общества.

Третий период ознаменовался разработкой и внедрением в молодежный дискурс различных манипулятивных технологий.

В постсоветский период создается новая коммуникативная ситуация, характеризующаяся отходом от государственной культурной монополии на информацию. Это способствует радикальному росту самых разных проявлений популярной культуры.

Отличительными чертами Российских молодежных субкультур является то, что они не только внешне, но и внутренне, по сути своей утрачивают поколенческую связь с прошлым. Особенно остро стоит вопрос выбора ценностных систем, где гармоничное взаимодействие традиции и модернизации предопределяет целостность общества.

Общество союза отвергало молодежный дискурс. Общество постсоветского пространства воспользовалось им.

Сегодня большинство российских молодежных субкультур можно соотнести с культурой «потребления». Динамика их развития складывается на основе усиления роли медиа, во многом определяющих идеологический дискурс. Товарно-денежная конкуренция захлестнула все области человеческой жизни.

Современные российские молодежные субкультуры отличает от западных молодежных субкультур то, что в условиях распада советской идеологической системы, они наиболее сильно подвержены различным манипулятивным технологиям.

В первую очередь необходимо отметить роль повседневных практик в молодежной среде и повседневной коммуникации, являющихся основой молодежной субкультуры.

Особенности характеризующие суб- и контркультурное поведение молодежи: стремление быть самим собой, заражение и подражание, стадный инстинкт, наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов, завышенные притязания с успехом используются не только в потребительской, но и в политической рекламе.

Усугубляется это тем, что в стране отсутствуют традиции демократического федерализма.

Сегодня мы можем констатировать неотвратимость влияния в молодежной субкультуре от использования новых коммуникационных технологий на характер отношений между культурным, социально-политическим и экономическим факторами развития страны.

Как никогда в России дискурс субкультур тесно связан с пропагандируемой средствами медиа потребительской культурой.

Поэтому актуальными на данном этапе развития молодежных субкультур становятся вопросы гражданского сознания молодежи, их экономического и духовного роста, и поиск того, что в состоянии поддерживать и развивать структуры социальной солидарности.



1.Грачев Г, Мельник И. Манипулирование личностью: Организация способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Алгоритм, 2002. - 288 с.
2.Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: «Фаир-пресс», 2004. – 608 с.
3.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
4.http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/potter.htm




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru