Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Булатова М.Н.
доцент кафедры связей с общественностью и рекламных технологий ИГУ(г. Иркутск)


Медийное пространство и социальная реальность

История с байкальской трубой весной 2006 г. стала заметным событием российской социально-политической сферы. Компания «Транснефть» по результатам госэкспертизы получила разрешение на прокладку нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по берегу Байкала. Это известие стало толчком для организации Байкальского движения (БД) – неформального объединения организаций, граждан, политических партий, профессиональных сообществ с целью предотвращения строительства трубы близ Байкала. Инициатором движения стал редактор интернет-портала www.babr.ru («Бабр») Дмитрий Таевский. БД организовывало акции протеста в Иркутске, Ангарске, Северобайкальске: митинги, флэшмобы, пикеты. В Иркутске на митинге 18 марта были собраны 10 тысяч подписей противников трубы. Во втором митинге, 12 апреля, по разным данным, участвовало от 1 до 5,5 тыс. чел . Выпуски новостей иркутских телевизионных СМИ начинались с показа флэшмобов (от англ. «flash» – вспышка, «mob» – толпа). Время и место флэшмобов указывалось «Бабром», они проходили одновременно в разных местах: группа в несколько сотен человек по сигналу начинала выполнять одни и те же действия: выходить из магазина, либо разом раскрывать зонтики, либо приседать; после этого толпа быстро рассеивалась. Одновременность действий производила большой эмоциональный эффект; флэшмобы стали результативной пиар-акцией БД. Ресурс «Бабра» использовался эффективно. На втором митинге было собрано ещё 10 тысяч подписей. Согласно информации на сайте, БД поддержали многие города страны, однако сведения о количестве митингующих в Иркутске и других городах разноречивы. О событиях в Иркутске из федеральных СМИ узнать что-либо было сложно. Интернет стал единственным каналом информации. «Бабр» размещал разные мнения: «…Высказываю свою независимую оценку: на митинге было около полутора тысяч человек. Я не СМИ. Мне врать ни к чему» (Андрей from Оля 11.04.2006). Н. Невмержицкая: «БД - не оплачиваемая партия, и тут нет оравы пиарщиков для создания мифа и лидера…» (12.04.2006). « ...Побывал на обоих митингах: на первом действительно народу было. А на втором... И не надо ссылаться на подвижность… А количество подписей - многие студентами были, за немного денег их и больше собрать не проблема» (Михалыч, 20.04.2006). Третий митинг, согласно «Бабру», собрал в Иркутске от 6 до 8 тыс. человек . В отличие от двух предыдущих, на нём присутствовали центральные СМИ. По РТР митинг показали, но требования иркутян чётко не обозначили. В конце апреля Президент принял решение о переносе трубы в обход Байкала. Несмотря на обсуждение в федеральных и региональных СМИ, вопросы о том, была ли это победа гражданского общества в России или же спланированная пиар-акция, остаются открытыми. В данной работе предпринята попытка дискурсного исследования совокупности статей, манифестов, резолюций митингов, листовок по БД, опубликованных на сайте «Бабра». Анализ текстов опирается на методику американских исследователей Р. Бенфорда и С. Ханта . Для изучения общественных движений они выделяют ключевые мифы, которые в силу своих относительно устойчивых характеристик эффективно выполняют функцию создания коллективов: мифы исторического момента, мифы мощи (силы).

К мифам исторического момента относится миф об Армагеддоне: опасность, «упакованная» в апокалиптические термины: «При аварии нефть попадёт в озеро уже через 20 минут и произойдет экологическая катастрофа, ...возможна авария в силу повышенной сейсмической опасности района. Также следует учитывать и возможные незаконные врезки, которые в большинстве случаев становятся причинами разлива нефти». Миф о первородном грехе оживает, когда ошибки прошлого создали ситуацию настоящего: «В числе выступающих были участники движения, которое было поднято также против трубы, но той, которую предполагалось провести со стоками в Иркут в конце 80-х гг. 20 в;. вновь напомнили о существующей проблеме с Байкальским ЦБК. Ветераны – защитники Байкала призывали не допустить очередной ошибки». Миф о возможностях выразился в призыве о том, что именно сейчас возможно изменить ситуацию: «Мы приглашаем принять участие в БД всех людей России, всех людей мира, кому дорог Байкал, кто хочет сохранить его для людей, живущих сейчас, и для тех, кто придет нам на смену».

КМифы о силе связаны с представлениями о движении как реальном агенте социальных изменений. Миф о народности: «Тысячи российских граждан просят защитить Байкал»; «…намечены акции протеста в Москве, Улан-Удэ, Казани, Екатеринбурге»; «…около 20000 человек, жителей Иркутска и других городов, выходили в апреле-марте на митинг»; «впечатляющий рост протестной активности в Иркутске буквально за два месяца. Если бы решение о переносе трубопровода не было принято, в Иркутске к осени мог бы случиться региональный аналог «оранжевой революции»…». Миф сопротивления, основанный на моральной обязанности граждан бороться со «злом»: «Мы пришли сюда, что противостоять преступным планам «Транснефти»; в плакатах: «Сибиряки против трубы!», «Молодежь против нефтепровода». Миф политического убеждения, связанный с представлением о силе разума, отразился в сообщениях учёных: «Рачка эпишуру можно рассматривать как живой индикатор присутствия в байкальской воде нефтепродуктов».

Условием успешной социализации мифа является доверие к источнику. О доверии к «Бабру» говорят сообщения на форуме: «…Информации мало, ребяты, было б больше - народу тоже пришло бы поболе… В городе ни одной листовки нет почти, радио, телек молчит - только бабр один вопит, бедный, сироты мы, ребята» (Мрачный, 10.04.2006). «К сожалению, приходится констатировать, что в России нет телевидения, радио и газет в изначальном смысле этого слова - есть лишь угодливые пропагандистские клубы, заточенные на промывку мозгов. Однако сдаваться нельзя - пока есть способ говорить с людьми» (Евгений, 11.04.2006).

Манифест БД составлен по всем правилам ключевых сообщений, используемых в практике пиар. Ключевое сообщение должно быть простым и ясным, написано живым разговорным языком, с употреблением личных местоимений. Оно должно содержать три-четыре предложения и включать три смысловые части:

1.Обращение к личным интересам: «мы, сибиряки… люди, живущие на берегах Байкала, на берегах рек, впадающих в Байкал».
2.Угроза: «посягательство на здоровье, жизнь, достоинство».
3.Руководство к действию: «сохранить Байкал для людей, живущих сейчас, и для тех, кто придет нам на смену».

Итак, анализ текстов «Бабра» говорит в пользу успешно проведённой пиар-кампании. Движение имело хорошо разработанную символику. Заслуживает внимания информация о том, что руководство «Транснефти» обращалось к журналистам «Бабра» с просьбой прекратить протесты. На сайте «Бабра» эта информация отражения не нашла. Следовательно, она носит характер слуха, а слухи – эффективный пиар-приём. В то же время нельзя отрицать деятельность БД как явления гражданского общества. Вопрос «А был ли мальчик?» в данном случае имеет однозначный положительный ответ. Однако это явление было далеко не так масштабно, как оно предстаёт на сайте «Бабра». В медийном пространстве начинает складываться реальность, не имеющая под собой достаточной социальной основы. Успех «Бабра» в дни противостояния власти и защитников Байкала был очевиден – десятка самых посещаемых сайтов в России, и, как следствие, возросший объём рекламы. В то же время анализ сообщений «Бабра» позволяет проследить, как поэтапно развивалась гражданская активность иркутян. В истории с трубой политика «Транснефти» затрагивала интересы многих жителей Прибайкалья. Внутренняя потребность, стремление решить вопрос по-другому реализовалась в создании Байкальского движения.



1.Benford R. D. Hunt S.A. Social Movement Myth and Tabos: Sacred Frames within the U.S. Pease Movement, 1982-1991. – Berlin, 1992
2.Дука А.В. Дискурсы и коллективные действия в общественных движениях (методологический аспект) // Общественные движения в современной России: от социальной проблемы к коллективному действию. – М., 1999 . С. 27




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru