Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Денисова Е.А
Казанский государственный медицинский университет (г. Казань)


СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В МЕДИАДИСКУРСЕ РОССИИ И ТАТАРСТАНА.

Не вызывает сомнения актуальность изучения социальной проблемы коррупции в реалиях современного российского общества. В нашем обществе коррупция имеет системный характер, в то время как негативное влияние чрезмерно высокого уровня коррупции на общественное развитие можно назвать всеохватывающим. Помимо огромных прямых и косвенных экономических потерь, коррупция усугубляет социальное неравенство, затрудняя неимущим слоям доступ к общественным ресурсам, разлагает политическую систему [2].

Наряду с традиционными подходами социальных наук, предлагающих рассматривать социальные проблемы как объективные явления, можно выделить нетрадиционный подход социологического конструкционизма. Конструкционизм – это парадигма, в рамках которой феномены общественной жизни, в том числе и социальные проблемы, рассматриваются в первую очередь не как объективные явления, а как результаты целенаправленной субъективной деятельности. Конструкционизм в большей степени интересуется не реальным миром, а тем, как мы понимаем этот мир, и рассматривает социальные проблемы как субъективные дефиниции, так как какое-либо объективное условие не может считаться проблемой до тех пор, пока этому условию не придали такого значения [4].

Общепризнанно, что средства массовой коммуникации являются важнейшей публичной «ареной», влияющей на создание социальных проблем. СМИ обладают властью «установления повестки дня», то есть одни вопросы активно выдвигаются на первый план, а другие предаются забвению. Очевидно, что при наличии тесной взаимосвязи между изучением средств массовой информации и социальных проблем, важным становится анализ риторики, используемой в процессе конструирования различных условий на публичной «арене» масс-медиа. Задача социолога здесь заключается в рассмотрении того, каким образом различные заинтересованные стороны в союзе со СМИ представляют и продвигают свои версии проблем. В связи с этим важным представляется вопрос о том, с какой точки зрения репрезентируют тему коррупции российские масс-медиа. Для подлинного осознания и изменения проблемной ситуации необходимо активное внимание со стороны как экспертов, так и общественности, и важнейшую роль в его организации в современном обществе играют СМИ.

В целях изучения специфики репрезентации проблемы коррупции российскими телевизионными масс-медиа автором проводилось исследование информационно-аналитических и публицистических передач четырех федеральных («Первый канал», «Россия», «НТВ», «Ren-TV») и двух региональных татарстанских («Эфир», «ТНВ») телеканалов, вышедших в эфир с января по май 2005 года и с сентября 2005 по январь 2006 года. Теоретико-методологическим основанием исследования послужила концепция стратегий оперирования идеологии Дж. Томпсона [5], концепция стратегий драматизации социальных проблем С.Хилгартнера и Ч.Л. Боска [3], идея стратегий дедраматизации социальных проблем Мойера и Клайнета [3], контрриторические стратегии П.Ибарры и Дж.Китсьюза [3], модели анализа систем аргументации С.Тулмина и М.Скривена [1].

На "Первом канале" и "России" как государственных/"лояльных" телеканалах освещение коррупции находится в четко определенных границах. Представляется наличие не широко распространенного и системного явления, а отдельных фактов коррупции. Особо подчеркивается позитивный образ "борца" с коррупцией – некоего официального лица. Наиболее ярким примером является репрезентация так называемой борьбы с "оборотнями" в системе МВД. Используемая риторика зачастую направлена на дедраматизацию проблемы коррупции. НТВ и Ren-TV как телеканалы, отчасти сохранившие с прежних времен более неформальные традиции подачи материала, в целом меньше внимания уделяет официозу, и коррупция, а в особенности "борцы" с ней, зачастую подаются здесь в иронично-сатирическом ключе. Использование такого вида тропа, как ирония и сарказм, вообще очень характерно для работы журналистов, которые при отсутствии доказательств чьей-либо коррумпированности озвучивают свои обвинения путем различных намеков. Это также соотносится с устоявшимися практиками подачи телевизионного материала, которые предполагают нацеленность на яркость, зрелищность и сенсационность. В то же время, невнимание к аспекту антикоррупционной политики, а также используемая журналистами риторика формируют и поддерживают в сознании медиа-реципиентов сложившийся стереотип о «естественности» и «непреодолимости» коррупции в российских условиях. Журналисты сосредоточены на освещении взяточничества, в то время как иные виды коррупционных преступлений остаются вне этого определения. Приближение политических выборов оказывает значимое влияние на репрезентацию проблемы коррупции на телевидении, когда подозрение в коррупции, пусть и не всегда озвученное явно, становится способом манипуляции общественным мнением в предвыборной борьбе против оппозиционных политических сил. Зачастую термин коррупция определяется с использованием метафор игры, интриги и скандала.

Интересные результаты дает сравнительный анализ подходов к освещению коррупции, используемых центральными и местными СМИ. Особенность освещения проблемы коррупции татарстанскими телевизионными масс-медиа заключается в практически полном замалчивании этой темы. Редко встречающиеся сюжеты о коррупции можно условно разделить на два типа: как правило, это официальные заявления чиновников о ведущейся борьбе с коррупцией, а также встречающиеся сообщения о разоблачениях «бытовой» коррупции. Не проводится никаких журналистских расследований, не приводятся мнения независимых («неофициальных») экспертов. Сам термин «коррупция» избегается, вместо него предпочитают использовать такие термины, как «злоупотребления», «нарушения», «махинации», и т.д. Таким образом, проблема коррупции здесь практически не конструируется. В первую очередь такая ситуация объясняется спецификой региона, где масс-медиа являются либо государственными, либо принадлежат тесно соединенным с властью бизнес-структурам. Такое положение практически исключает возможность как сколько-нибудь объективного освещения ситуации с коррупцией, так и конкуренции между различными медиа-группами в периоды политико-экономической борьбы, когда сами термины «коррупция» и «борьба с коррупцией» становятся средством формирования собственного позитивного имиджа и дискредитации конкурентов.

Одним из главных факторов, объясняющих специфику репрезентации проблемы коррупции масс-медиа, является собственность и контроль над СМИ. Близость в первую очередь к государственной власти – важнейший фактор влияния на корпоративную политику телеканалов. Можно сделать вывод, что требуются значительные изменения системы взаимоотношений масс-медиа, в особенности региональных, с власть предержащими, а также изменение характера деятельности СМИ при увеличении внимания к экспертной работе, в целях усиления и достижения реальных успехов в проведении антикоррупционной политики.



1.Романов П.В. Щебланова В.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Женщины-террористки в интерпретативных моделях СМИ: дискурс-анализ газетных публикаций. // Политические исследования. - 2003. - №6.
2.Фонд ИНДЕМ: неправительственный доклад. Сумма взяток в 2,6 раза превышает бюджет России //Новая газета. – 2005. – № 55 (1-3 сентября).
3.Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен //Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. / Пер. с англ.; сост. И.Г.Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. – С. 18 – 53.
4.Loseke D. Thinking About Social Problems: An Introduction To Constructionist Perspectives. Aldine De Gruyter, 200 Saw Mill River Road. Hawthorne, NY 10532
5.Thompson J.B. Ideology And Modern Culture. Critical Social Theory In The Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru