Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Гаврилова М.В.
г.Санкт-Петербург


Концептуальный анализ политического дискурса

Концептуальный анализ политического дискурса является одной из наиболее актуальных задач когнитивной науки, т.е. науки «…о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных процессов» .

В когнитивно-дискурсивных исследованиях текст рассматривается как динамичное когнитивное образование и является формой фиксации знаний о мире и источником исследования этих знаний. В тексте информация может быть представлена эксплицитно и имплицитно. Явное, эксплицитное представление получают лишь те знания, которые не являются известными адресату высказывания. Знания, составляющие общий фонд знаний коммуникантов, получают неявное, имплицитное представление и выступают в качестве основы связи между пропозициями дискурса. Для когнитивного подхода к анализу текстов характерны две основные особенности:
объективация структур знания, стоящих за текстом, с помощью специальных методов представления знаний;
экспликация тех механизмов, которые позволяют понимать текст, выявлять скрытые в нем структуры знаний .

В настоящее время можно выделить несколько методологических направлений концептуального анализа политического дискурса. Первое из них связано с рассмотрением контекстов употребляемых политических понятий. Оно предполагает фундаментальное изучение исторической среды, в которой развивается понятие, а также детальное исследование развития семантического поля концепта во времени .

Другое направление, основанное на когнитивных методах, направлено на восстановление иерархических структур смысла, представленных в рамках какого-либо из языков высокого уровня. Цель данного подхода - моделирование социально-политической ситуации, реконструкция когнитивной схемы, т.е. «описание минимальных условий, при которых становится возможным употребление того или иного понятия» . При таком подходе ученый выясняет, как устроены концепты политического дискурса, и представляет результаты исследования в некой графической форме, эксплицирующей взаимосвязь концептов.

Следующий подход, в известном смысле связанный с первым и в то же время обладающий собственными особенностями, - этимологический. В отличие от исторического подхода, который в принципе может строиться на изучении текстов одного языка, он требует сопоставления – как минимум в пределах группы тесно связанных между собой языков .

Четвертый подход ориентирован на вычленение и рассмотрение конкретных метафорических конструкций, что позволяет объяснять глубинный смысл понятий в пределах одного языка или же их группы .

Пятый подход, характерный для когнитивной лингвистики, связан с изучением картины мира как отражением объективной действительности в сознании человека. При этом концептуальная картина мира представляет собой переработанную сумму знаний о мире в виде определенных концептов. Главная роль, которую играют концепты в мышлении, – это категоризация, позволяющая группировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы.

В лингвистической литературе термин «концепт» трактуется по-разному (А.Вежбицка, В.И.Карасик, В.В.Колесов, С.Х. Ляпин, Ю.С.Степанов, Р.М. Фрумкина и др.). Концепт в отличие от лексической единицы (слова) – это основная единица ментального плана. Концепт отражает представления «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания» . Совокупность всех существующих в национальном сознании концептов образует концептуальную систему, концептосферу (термин Д.С.Лихачева).

К числу наиболее распространенных лингвистических методик исследования концептов можно отнести: компонентный анализ семантики ключевого слова – имени концепта; этимологический анализ слова; выявление синонимо-антонимических рядов и дериватов ключевого слова; анализ сочетаемости ключевого слова (как свободных, так и устойчивых словосочетаний); анализ паремий и афоризмов, объективирующих данный концепт; метафорическое осмысление концепта, в рамках какой предпочтительной метафорической модели; психолингвистический эксперимент (выявление ассоциативного поля концепта); анализ текстов в разных типах дискурса; выявление структуры изучаемого концепта в иноязычной лингвокультуре и их сравнительный анализ.

Главной целью лингвокогнитивного исследования является описание структуры концепта, лежащего в основе и объясняющего называние вещей и объектов закрепленными за ними в лексической системе языка именами; описание «идеи», «прототипа» определенного вида объектов. В структуре концепта выделяется ядро и периферийные признаки. Архитектонику концепта можно представить следующим образом: 1) ядро, т.е. базовый чувственный образ. Ядро имеет предметный характер и четкие границы; 2) когнитивный слой, отражающий чувственно воспринимаемые свойства предмета; 3) интерпретационный слой, включающий оценку содержания концепта, интерпретирует отдельные когнитивные признаки и формирует для национального сознания рекомендации по поведению и осмыслению действительности. Интерпретационный слой является подвижным, поскольку включает различные установки разных людей, от микросоциумов до социума в целом .

Важным преимуществом концептуального анализа является возможность выяснить ментальные схемы или когнитивные модели, которые лежат в основе общественно значимого текста. Структура и содержание концептов имеют большое значение для эффективного речевого взаимодействия различных социально-политических сил России, поскольку позволяют описывать особенности мышления представителей государственных и негосударственных политических институтов в определенный исторический период, а также строить предсказывающие модели.



1.Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика – психология – когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С.34.
2.Сергеев В.М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С.16.
3.Описанию смысловых параметров базовых понятий отечественного политического дискурса посвящена книга М.В. Ильина «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий». М., 1997.
4.Среди работ этого направления можно отметить исследования Казанцева А.А., Сергеева В.М., Сергеева К.В.
5.ГамкрелидзеТ.В. Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. М., 1998.
6.Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990.; Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990.
7.Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1997. С. 90.
8.Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.
9.Паршин П.Б. Лингвистические методы в концептуальной реконструкции // Системные исследования – 1986. М., 1987; Сергеев В.М. Предисловие / Когнитивные модели и институциональные трансформации. М., 2003; Сергеев В.М., Цымбурский В.Л. Когнитивные механизмы принятия решений: модель и приложения в политологии и истории. М., 1990.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru