Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Грибовод Е.Г.
студентка 2 курса факультета политологии и социологии УрГУ (г.Екатеринбург)


Коммунитаризм или идеология завтрашнего дня

Появление идеологии коммунитаризма обусловлено объективной закономерностью, т.е. кризисом многих господствующих классических идеологий (либерализма, консерватизма, социализма, марксизма) в современном глобализирующемся мире. Вследствие этого идет процесс поиска новых типов социально-политического устройства, которые способны разрешить современный кризис общества и удовлетворить потребности личности в позитивной самореализации. Этот процесс повлиял на создание в политической дискурсологии новой формы идеологии – коммунитаризм.

Как известно, коммунитаризм как идейное течение, достаточно молодое, но оно уже смогло накопить богатую теоретико-методологическую базу и характеризуется очень широким спектром исследователей. Теоретиками коммунитаризма стали такие исследователи, как М. Дж. Сэндэл , М. Уолцер, А. Макинтайр, Ч. Тейлор, М. Вальцерь, А. Этциони, Р. Б. Фаулер, У. Кимлики , Д. Рац и др.

Коммунитаризм (от англ. communitarian) – идеология, которая появилась в конце ХХ века, основой, которой становятся новые типы социально-политических институтов, формирующие гражданское общество. Он жестко закрепляет права личности с социальной ответственностью и при этом допускает их ограничение только в тех случаях, когда они реализуются за счет государства или представляются обществом.

Основными чертами коммунитарных сообществ являются гуманность, открытость, общедоступность, т.е. личность имеет право выбора коммунитарных общностей, которые помогут ему реализовать свои идеи и не ограничат морально-нравственные ценности и позиции.

Таким образом, коммунитаризм – альтернативная форма организации социума, решает три взаимосвязанные проблемы, которые направлены на устранение изживающей себя капиталистической и социалистической форм общества, на критику главных современных идеологий (либерализма, консерватизма, социализма и марксизма), а так же на синтез основных социальных и политических институтов с принципиально новыми политико-идеологическими парадигмами, что в дальнейшем может привести к новым качественным изменениям.

Теоретики коммунитаризма критикуют либералов за предоставление индивиду неограниченной свободы в отношениях между человеком и обществом, за неадекватную концепцию личности, в которой можно обнаружить черты субъективизма, скептицизма и универсализма. Коммунитаристы заявляют, что, стремясь сохранить и поддержать идею достоинства и автономии личности, либерализм принижает роль сообществ и ассоциаций и игнорирует социальные связи, которые важны сами по себе, а не только как средства осуществления индивидуальных целей. Джозеф Рац и другие коммунитарные критики оспаривают постулат о приоритете права над благом и связанное с ним представление о человеке как автономном существе, свободно выбирающем ценности и цели своей жизни.

В своей книге «Нравственность свободы» Д. Рац, рассмотрев концепцию блага, показал, что «акт выбора не имеет особого значения, если человеку недоступно множество достойных выбора ценностей, воплощенных в богатой национальной культуре или формах общественной жизни» . Данное утверждение верно, т.к. возможности выбора ценностей, истинные блага, подлинные формы процветания личности являются основой социальных структурах нелиберальных обществ. Такие ценности и благо из либеральных обществ вытесняются, заменяются или же они существуют лишь как бледные тени самих себя.

Необходимо отметить, что коммунитаризм, как идеологический дискурс весьма перспективно применяется на практике и является альтернативой существующим современным классическим идеологиям.



1.Raz J. The Morality of Freedom. р. 198-200.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru