Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Грицкова А.В.
Доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного педагогического университета, кандидат филологических наук.(г. Самара)


Аргументативный дискурс в свете диктемной теории строя текста

Теория диктемы, разрабатываемая в работах М.Я. Блоха и последователей его школы, открывает новые перспективы для дальнейшего исследования механизма речевого воздействия и развития теории строя текста. «Диктема как элементарная единица тематизации текста второго порядка, формируется предложениями. Именно через это подразделение текстовых единиц и в рамках аспекта тематизации реализуются близкие и далекие связи частей текста, отражающие его «когезию», - проспективные, ретроспективные, двунаправленные. Именно через это подразделение знаковых сегментов осуществляется действие текстовой пресуппозиции…» Диктема является универсальной единицей текста, как устного, так и письменного, в любых его стилистических разновидностях, абзац же организует лишь письменный текст. Информация, содержащаяся в диктеме, распространяется по целому ряду рубрик: коммуникативно-установочная информация определяет тип речедеятельностного сотрудничества слушающего, требуемого говорящим соответственно его коммуникативной цели. Фактуальная информация общего типа отражает диктемную ситуацию в рамках фактов и их отношений. Фактуальная информация специального типа, относящаяся к аспекту наименования соответствующих предметов и явлений, передает разные реалии – этнические, социально-культурные, термины. Интеллективная информация отражает движение познающей и оценивающей мысли говорящего. Эмотивная информация связана с непосредственным выражением чувств. Структурная информация отражает строевые особенности текста, например, категориальные формы слов, типологически маркирующие его, существенные синтаксические конструкции, аллитерация, рифма. Регистровая информация отражает различия между нейтральной, книжной и разговорной речью. Социо-стилевая информация отражает функциональный стиль текста. Диалектно-признаковая информация отражает территориальные и этнические особенности текста. Импрессивная информация реализует коннотацию целевого воздействия на слушающего, то есть соотносительную силу этого воздействия (в терминах теории речевых актов – перлокутивный эффект). Эстетическая информация, формирующая аспект художественно-образного выражения мысли. Таким образом, диктема – высказывание, наряду с предложением; в этом плане диктема соотносится с целым текстом. Исходя из основных положений данной теории, понятие информационных рубрик диктемы соотносится с понятием коммуникативного контекста в прагмалингвистике. Рубрики коммуникативно-установочной, фактуальной, фактуально-специальной, диалектно-признаковой информации передают экстралингвистические условия, в которых протекает речевой акт аргументации.

Согласно коммуникативно-прагматическому подходу к изучению языка, языковая форма является производной от функций языка, в конечном счете, отражает структуру мышления коммуникантов. Структуры мышления складываются из картины мира говорящих, то есть пресуппозиций, которые служат основой для высказывания. Аргументативный дискурс порождается расхождением пресуппозициональных установок говорящих.

Соотношение рационального и эмоционального в аргументации зависит от того, какие информационные рубрики диктемы играют ведущую роль. Как показал анализ фактического материала, фактуальная информация под воздействием прагматических факторов может преобразовываться в эстетически-образную и импрессивную информацию. При этом диктема приобретает «двойственный» характер, сочетая в себе признаки фактуального типа и оценочного типа. На основании комбинаторики признаков нами выделен третий прагматический тип диктемы аргументации - фактуально-оценочная диктема.

Под фактуально-оценочной диктемой следует понимать такой прагматический тип диктемы, в котором оценочная составляющая диктемы формируется при помощи рубрики фактуальной информации (факт может являться основанием для вынесения оценочного суждения). Фактуально-оценочный тип диктемы преобладает в аргументах, которые включают в себя анализ фактов и их взаимоотношений.

Стратегия и тактика ведения спора оказывают определенное воздействие на характер диктемы аргументации. Следствием использования собеседниками определенных способов ведения аргументации может являться «разлом диктемы» или «диктемный разлом». Под «разломом диктемы» понимается резкая смена микротем внутри диктемы аргумента. Если в аргументативном дискурсе возникает диктемный разлом, одному из спорящих приходится использовать большее количество речевых ходов, в целях возвращения к исходному тезису спора.

В аргументативном дискурсе, целью которого является убеждение слушателей, на передний план выступает аспект стилизации. Импрессивность (сила воздействия) представляет собой эффект стилизации текста. На отбор стилистических средств для усиления убеждения влияют способы ведения аргументации. В то же время актуализация определенных рубрик информации зависит от прагматического типа диктемы.



1.Арутюнова Н.Д Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1999,с.136-137.
2.Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. – М., 2000а, №4,с.56-67.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru