Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Хлудова Е.Н.
Научный руководитель – кандидат политических наук, доцент Бродовская Е.В.

Кафедра Социологии и политологии Тульского государственного университета Соискатель ученой степени кандидата политических наук, Ведущий специалист отдела по работе с населением и связям с общественностью администрации города Тулы (г. Тула)


Влияние государственной символики на формирование молодежного дискурса.

Личность осваивает мир через символические значе¬ния. Используя символы, мы указываем на смысл ве¬щей. Символы характеризуют смысл вещей и объек¬тов, которые им обладают, несут в себе элементы опыта, которые неявно содержатся в конкретной ситуации в данный момент. Значи¬мыми символами называются знаки и символичес¬кие жесты, вызывающие у другого индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у первого, и поэтому вызывающие одинаковую реакцию.

Государственные символы в этом ракурсе являются одними из основных инструментов политической социализации. Любое государство нуждается в визуальном подтверждении своей политики, наполняя реальным смыслом некие абстрактные символы, что позволяет на подсознательном уровне воздействовать на граждан, укрепляя позитивные установки, способствуя стабилизации режима, формированию позитивного образа власти. Со стороны государства постоянно ведется работа по укреплению государственных символов в массовом сознании, в том числе посредством методов публичного медиа-дискурса. Так, например, распоряжение Президента РФ от 07.12.2004 N 572-рп утверждает программу мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года.

Среди государственных символов особое место занимают флаг, герб и гимн государства. На региональном уровне проводится политика по актуализации в массовом сознании местных символов, формируя, таким образом, региональную идентичность, чувства патриотизма в отношении малой родины. Особенное место в системе «государственные символы – индивид» занимают представители молодого поколения, вовлеченности в процессы перманентного социального формирования личности, ее встраивания в существующие в обществе коммуникативные каналы. Соответственно, мы можем вести речь и о существовании специфического молодежного дискурса, формируемого с помощью государственной символики.

В современном обществе одновременно сосуществует несколько дискурсов молодежи, как доминирующих, так и радикальных, выражающих мнение меньшинства. Изучение и использование государственных символов России имеет большое значение в формировании доминирующего дискурса молодежи. Знакомство с государственными символами России способствует воспитанию бережного отношения и уважения к существовавшим и существующим символам государства как памятникам прошлого и достоянию современности. Во исполнение распоряжения Президента основные мероприятия направлены на учреждения образования, что зафиксировано в письме Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 2005 г. N 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России». Изучать государственную символику Российской Федерации рекомендуется в процессе преподавания истории, литературы, обществознания, права, а также музыки, курса мировой художественной культуры, факультативных курсов.

Формирование молодежного дискурса происходит посредством принятия и осознания совокупности идей, норм, ценностей, образцов поведения, господствующих в обществе, и находящих отражение, в том числе, в политических символах. Часто отношение к политическому курсу отражается на политическом поведении граждан. Например, выражение лояльности к существующей политике показательно, когда граждане стремятся окружить себя политическими символами (ношение значков, одежды с государственной символикой и т.д.), в то же время наибольшим выражением негативных чувств является уничтожение символов политических противников (например, сжигание флагов). Государственные символы являются также инструментами самореализации личности в социуме. Ценность владения объектом с изображением или звучанием государственного символа, влияет на уровень уважения общества и самоуважения индивида, в условиях лояльного отношения к режиму.

Фактически символика и молодежная субкультура тесно взаимодействуют, постепенно видоизменяя друг друга. Так, благодаря гибкости личности и ее способности к адаптации она принимает широко распространенные символы, индивидуально наполняя ее смысловым содержанием, в тоже время, политическая символика стремиться не потерять актуальность, постепенно изменяясь, согласно ожиданиям граждан.






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru