Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Ильченко М.
(г.Екатеринбург)


Одномерный универсум дискурса: механизмы конструирования

Утверждение о том, что в современном мире идеология исчезает, может до сих пор казаться излишне категоричным. Однако отсутствие сегодня идеологии в её классическом понимании не вызывает сомнений. Превратившись в практически лишённый ценностного содержания конструкт, она существенно изменила свои очертания. В этом смысле, неудивительно, что в большинстве случаев речь идёт не о самой идеологии, а об её суррогате, в роли которого, как правило, выступают дискурсивные практики.

Способность языка не только отражать формы социального контроля, но и становиться его инструментом была отмечена ещё Гербертом Маркузе. Предлагая в «Одномерном человеке» развёрнутый анализ механизмов конструирования общества «Счастливого сознания», философ обращает особое внимание на изменения дискурсивного пространства, границы которого, как он показывает, вполне регулируемы. Маловероятно, что число способов «герметизации универсума дискурса», описываемых Маркузе, способно исчерпать хотя бы малую часть того многообразия техник и приёмов, которые используются в наше время. Ряд из них подчас принимает формы столь крайнего цинизма, что подобные механизмы вряд ли можно было представить ещё несколько десятилетий назад. Однако их общий характер и принципы действия остались неизменными и по сей день, как неизменна сама суть технологического конструирования идеологии.

Примечательно, что о весьма схожих с анализируемыми Маркузе техниками управления дискурсом писал несколько ранее в своих «Мифологиях» Ролан Барт. Разбирая структуру буржуазного мифа, он вполне чётко обозначил ряд риторических фигур, служащих основными механизмами поддержания мифологического сознания в обществе. Как представляется, очевидность параллели в данном случае лишь подчёркивает универсальный характер рассматриваемых техник конструирования универсума дискурса. Можно полагать, что наибольшую значимость имеют три из них. Используя терминологию Маркузе, эти механизмы стоит обозначить как «унификацию противоположностей», «подавление истории» и «сведение понятия к фиксируемому образу». Имеет смысл рассмотреть каждый из них через призму риторических фигур буржуазного мифа, выделяемых Бартом.

Способность сдерживать противоречия, - без сомнений, не просто ключевая характеристика, но и непременное условие существования одномерно дискурса. Это залог его прочности и основной защитный механизм. Для того чтобы реакция на ту или иную конструкцию всегда была неизменна и предсказуема, пространство дискурса должно быть закрыто для «чуждых» элементов. Достижение такого результата как раз и обеспечивается унификацией противоречий. Если противоречие действительно существует, то самое главное – лишить его собственного пространства, взяв под контроль. Его можно выставить напоказ «как знак своей истинности» , либо сделать, по выражению Барта, «прививку» коллективному воображаемому, введя лёгкую дозу «открыто признаваемого зла» . Можно целиком и полностью поглотить это противоречие, включив в свою систему координат, используя тем самым принцип тождества. Однако, в конечном счёте, уже само по себе противоречие создано для того, чтобы укрепить господствующий дискурс. Как показывает Барт, анализируя фигуру «нинизма», две противоположности взаимно уравновешивают друг друга, «сталкиваются лбами» , отвлекая от реальных проблем.

Но для сохранения собственной безопасности одномерный дискурс должен контролировать все возможные каналы протеста. Одним из таких каналов, представляющих серьёзную опасность для господствующих коммуникативных практик, выступает прошлое. Будучи питательной почвой для критического разума, прошлое всегда являет собой некое иное измерение. Именно поэтому Маркузе пишет о радикальной антиисторичности функционального языка, а Барт о том, что предмет в мифе оказывается лишённым всякой истории. В условиях, когда любое понятие имеет строго определённое значение, являясь максимально «очищенным», прошлое с его многочисленными отпечатками смыслов в состоянии нарушить сложившийся баланс коммуникации. Для функционального языка, как и для мифа, предмет существует только здесь и сейчас. А это значит, что он берётся дискурсом в абсолютной конкретности, лишаясь истории и замыкаясь в настоящем. «Подавление истории» тем самым обеспечивает производство готового «продукта», который уже ничего не мешает использовать «свободно».

Именно такими «готовыми продуктами» оперирует функциональный язык. Дискурс, лишённый прошлого и отделяющий языковую форму от понятийного анализа, - это дискурс гипнотических формул. Лишить понятие его транзитивной функции – значит свести его к некоему фиксируемому образу. Суждение следует подавать в таком виде, чтобы никакого объяснения не требовалось. Аналитическое предицирование, суть которого заключается в прикреплении существительного к «разъясняющим» прилагательным с их последующим слиянием в единое смысловое целое, служит одним из механизмов формирования подобных конструктов. То же действие имеет и использование так называемого персонализированного языка, в котором индивиды выступают «придатками или свойствами своего дома, работы, босса или предприятия» . В сущности, в обоих случаях речь идёт об описываемом Бартом приёме констатации, которая «призвана покрывать мир уже сотворённый, скрадывая следы его рукотворности под видимой глазу вечностью» . В универсуме дискурса, конструируемом таким образом, сомнения в истинности предлагаемого языка существовать не могут. В дискурсе максим и утверждений, не требующих никаких комментариев, им попросту неоткуда взяться.



1.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2003. С. 355.
2.Барт Р. Мифологии. М., 2004. С. 278.
3.Барт Р. Мифологии. М., 2004. С. 281.
4.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2003. С. 357.
5.Барт Р. Мифологии. М., 2004. С. 282.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru