Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Ишменев Е.В.
(г.Екатеринбург)


Медиадискурс как предмет политологического исследования

1) Медиадискурс как предмет политологического исследования является возможным в силу предполагаемого им соотношения реальной действительности и собственно самой сферы медиадискурса. Для большинства современных исследователей медиадискурса имеет место установка на понимание политической сферы как дискурсивного способа репрезентации. Таким образом, разговор здесь идет не только об установлении соответствия между медиадискурсом и некоторой политической реальностью, но о том, что политическая реальность, так или иначе, нуждается в дискурсивном выражении. В противном же случае, мы имеем дело не с политической реальностью как совокупностью некоторых закономерностей и взаимосвязей, а с политической реальностью как множеством разрозненных событий. Именно поэтому медиадискурс должен быть определен как способ интеграции социальных отношений.

2) Lilie Chauliaraki в своей статье “Media Discourse and the Public Sphere” указывает, что одной из особенностей медиадискурса является его способность зафиксировать пределы того, что общество может говорить и думать по поводу политики. Такая возможность основана на постструктуралистском представлении о существовании разрывов между различными типами дискурса. Рассмотрение дискурса как своеобразного предела основано на понимании дискурса как репрезентации определенных связей и закономерностей социально-политической действительности.

3) Однако, обнаружение в медиадискурсе связей и закономерностей может быть выражено множеством различных способов. Поэтому возникает вопрос, как соотносятся между собой различные типы дискурсов? Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к такому виду исследования дискурса как критический – дискурс анализ (КДА). Одной из главных предпосылок для КДА является признание идеологического характера дискурса. И здесь опять будет уместным обратиться к теории постструктуралистов. Так М. Фуко появление той или иной политической идеологии рассматривает как результат борьбы за власть. Таким образом, всякая идеология имеет свою историю возникновения, которая есть, ни что иное, как “противостояние сил”. Сама же идеология в таком случае есть отражение установившейся властной стратегии.

4) В своем курсе лекций “Нужно защищать общество” М. Фуко обращает внимание на то, что ключевым элементом борьбы за власть в современном обществе является обращение к “историческому дискурсу”. Именно обращение к истории дает возможность участникам властных отношений, с одной стороны, подчеркнуть те события и процессы, которые могли бы способствовать утверждению власти, с другой стороны, приуменьшить значимость или вообще исключить из изложения истории то, что мешает утверждению власти. Таким образом, медиадискурс, определяемый как часть существующей идеологии, выражает не только то, что представлено в истории, но и то, что из нее исключено.

5) Итак, одной из главных задач исследования медиадискурса предстает необходимость обнаружения не только того, что представлено в дискурсе, но также и того, что в нем скрыто и исключено. Такая необходимость ставит целью предотвращение разного рода “подавлений”, производимых посредством дискурса. Эти подавления, в свою очередь, есть следствие отсутствия в дискурсе интересов той или иной части общества. Особенно эффективным, в этой связи, представляется обращение к КДА. Такой выбор объясняется тем, что КДА использует именно критический способ рассмотрения дискурса. Критика дает возможность в результате рассмотрения медиадискурса дать ему новую интерпретацию. То есть обнаружить в медиадискурсе то, что изначально не представлено или представлено достаточно “поверхностно”.

6) Как уже было отмечено, медиадискурс всегда имеет историю своего появления. В этой связи весьма продуктивным является изучение медиадискурса посредством использования генеалогического подхода. Причем, генеалогии в той интерпретации, в какой она представлена в работах М. Фуко.

Во-первых, генеалогия, по Фуко, предполагает рассмотрение дискурса в его связи со сферой изменяющихся властных отношений. Во-вторых, дискурс в рамках генеалогического подхода рассматривается в постоянной связи с инстанцией его появления: тем местом, откуда произносится дискурс. В-третьих, генеалогия дает возможность выйти за рамки существующей дискурсивной формации, то есть проследить, как некоторая проблема или понятие интерпретируются в разные исторические эпохи. В-четвертых, генеалогию интересует не только то, что непосредственно представлено в дискурсе, но и то, что из него исключается в процессе властных отношений.






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru