Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Иванова С. В., Иванова Н. С.
МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИУМА

Каждое общество обладает нормативной культурой с тщательно разработанной системой стандартизованных правил, что характерно для сфер коммуникации и деятельности. Подобные обобщенные шаблоны, регулирующие поведение индивидов, закрепляются обществом и государством в качестве социальных норм. Однако, устойчивость норм не абсолютна. В языке литературная норма постепенно меняется под непрерывным влиянием разговор-ной речи, различных подъязыков социальных и профессиональных групп населения, заимствований.

Кроме того, “любая культура демонстрирует сложный спектр субкультурных элемен-тов” и, следовательно, официальная культура никогда не является в развитом обществе единственной, на ее фоне всегда существуют различные суб- и контркультуры, которые отгораживаются от магистрального направления развития или противопоставляют себя ему, приводя в движение тем самым механизм социодинамики. В языковой культуре современно-сти рядом с нормативным литературным языком существуют и развиваются такие подъязы-ки, как жаргоны, арго, диалекты, сленги.

Молодежь всегда отличалась стремлением к самоактуализации и выделению своей субкультуры. При этом главным является выбор стиля общения, который относится к числу вербальных социально-символических средств. С помощью различной интерпретации действительности в дискурсивной практике молодые люди формируют свой образ в глазах окружающих.

Дискурс в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), дающих представление об участниках ком-муникации, их установках и целях. Дискурс выступает вербальной формой объективации со-держания сознания, регулируемой доминирующей в конкретном социуме дискурсивной практикой. Традиционно дискурс имел значение упорядоченного речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в науке и приобрел новые оттенки значения. На данном этапе дискурс – это, прежде всего, речь, погруженная в жизнь, в социальный контекст, одна из составляющих социокультурного взаимодействия.

Дискурсивные практики с лингвистической точки зрения определяются устойчивыми наборами языковых средств вариативной интерпретации, свойственных субъектам, дающих возможность использования в дискурсе для описания одной и той же ситуации различных близких по значению языковых выражений. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности имеются на всех языковых уровнях – фонетическом, морфологиче-ском, лексическом, синтаксическом и на уровне макроструктуры текста.

Речь является одним из доминирующих средств самоутверждения в глазах молодежи, создавая внешние признаки субкультурной идентичности и отражая внутренний мир носителей. Жаргон – антипод торжественности и патетики, сфера его словоупотребления – не кодифицирована, ненормативна, хотя по мере использования создается ситуативный код, кото-рый диктует возможности словоупотребления. Жизненные ситуации, которые связаны с мак-симальными эмоциональными переживаниями для молодежи, получают приоритетную реализацию в речи. В частности, по результатам экспериментов, проведенных авторами, можно выделить ряд доминирующих сфер, репрезентирующих в лексическое воплощение окру-жающую действительность и субъективное отношение к ней: учеба (матан, большак, бронтозавр, дикая литература), способы проведения досуга (рубилово, дискач, тусняк), средст-ва, формирующие имидж (сотик, тачила, фенька).

Таким образом, можно утверждать, что субкультурные феномены в действительности представляют многообразие различных явлений, которые могут существовать в отдельных молодежных объединениях и совершенно отсутствовать в других, но наличествует особая группа, набор элементов, присущий всей молодежной культуре в целом.

«Язык есть прежде всего язык личности» , это вербализованные представления о ми-ре, ценностях, приоритетах, откристаллизовавшиеся в слове, которые всегда личностно детерминированы. Уникальный собственный язык выступает в роли идентификатора и своеобразного пароля в дискурсе молодежных субкультур.

Деление субъектов в ходе коммуникативного акта идет по трехчленному принципу: свой – друг – антагонист. Свой – это представитель молодежной культуры, независимо от идеологической приверженности к какому-либо объединению внутри нее. Данный критерий позволяет дистанциировать и капсулировать представителей конкретного социума, формируя у них особый способ репрезентации действительности через актуализацию моло-дежного жаргона.

Использование кодов в речи молодежи служит, наряду с другими символами, основополагающим принципом объединения. Языковая система в дискурсе молодежной субкуль-туры избирательно воспринимает явления действительности и номинациям подвергаются отдельные реалии, знаковые для молодежного сознания. Речевые коды могут быть ярко выраженными и служить специальным орудием опознания единомышленников или же просто способствовать экономии речевых усилий, но, тем не менее, они всегда выступают в роли маркера. Именно речь выступает классификатором групп молодежи. Речевое поведение яв-ляется наиболее оптимальной областью, где можно сочетать жесткие рамки субкультурных кодов, дополняя их творческим подходом. Биполярность дискурса молодежных субкультур проявляется в том, что он не только формирует уникальный образ носителя, но и выступает в роли маркера в различных ситуациях. Анализ источников: СМИ, кинопродукции, рекламных текстов и образов – позволяет констатировать, что молодежный дискурс можно отнести к технологиям создания виртуальной модели реальности.

Поэтому с психологической точки зрения важным является два условия: отбирается событие, заслуживающее внимания и пользующееся спросом, и оно должно быть уместно подано, т. е. предполагается «способность посмотреть на свое сообщение со стороны, глаза-ми потенциального читателя» . Язык СМИ пытается соответствовать запросам потенциаль-ного читателя, поэтому в прессу проникает маркированная жаргонная лексика. Тематические рубрики снабжаются лексикой, которая должна соответствовать выбранному контингенту, как читателям, так и объектам повествования. Например, статья “Как отрывается “золотая молодежь” изобилует такими жаргонными словами как кайф, тусовщик, мажоры, зажигают и т. д. , статья “Как компьютер стал компиком” – ася, мыло, мобила, отходняк, кума-рить, комп и другие .

Следовательно, молодежный жаргон и молодежные субкультуры дают материал для аналитических и эмпирических исследований в области дискурсологии, позволяющий уви-деть закономерности в дискурсивной практике представителей одного социума, а также унифицировать способы репрезентации действительности.



1.Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. С.152.
2.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 282.
3.Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследова-ния. М., 2004. С. 69.
4.Герасименко С., Кафтан Л. Как отрывается “золотая молодежь” // Комсомольская правда. 26 марта, 2004. С. 4–5.
5.Крупнова Т. Как компьютер стал компиком // Аргументы и факты. Урал. 2004. № 11. С.18.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru