Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Измоденова Н.Н.
к.филос.н., доц. Зав.каф.философии и социологии Петрозаводский государственный университет Кольский филиал - КФ Петр.ГУ(г.Апатиты Мурманской обл.)


Студенты о современном Российском обществе

Анализ эссе студентов-социологов младших курсов (первого и второго) на тему: «Современное Российское общество – это...» позоляет выявить их представления и знания об обществе, в котором они живут, системы значений, которые они придают упоминаемым социальным процессам, ситуациям, проблемам, социальным отношениям. Для интерпретации текстов использовались методики дискурс-анализа (Филлипс, Йоргенсен 2004; ван Дейк 1989)

Дискурсивные практики (условия производства дискурса): студенты писали сочинения в середине октября 2006 г. В этот период первокурсники только что закончили изучать социологические теории О.Конта и Г.Спенсера, 2 курсу были прочитаны лекции о теориях общества по общей социологии. Т.о., у первокурсников наличное знание об обществе «не отягощено» научными теориями, а у 2 курса «за плечами» уже было знакомство со многими социологическими теориями (история социологии).

Задач для исследования было несколько. 1-учебная: в какой степени освоен изучаемый материал и могут ли студенты использовать научный дискурс в анализе общества, в котором они живут? 2- исследовательская: какие представления о Российском обществе бытуют в сознании студентов–социологов? Есть ли различия в «образе России» у студентов разных курсов? Влияют ли получаемые знания по истории социологии и общей социологии на их дискурс? Какова структура дискурса? Какие дискурсы используются при описании и понимании социального мира? Основные темы, актуализированные в эссе: 1-представления об обществе, его статике и динамике; 2-основные характеристики современности; 3-типы идентификации студентов в пространстве обшества.

Краткие результаты анализа.
1. В представлениях об обществе господствуют теории эволюционизма. История общества есть ряд последовательно сменяемых этапов. В описании присутствуют формулировки освоенного ранее знания. Для 1 курса весь советский период-это военное (по Спенсеру) общество, находящееся на метафизическом этапе (по Конту). Современный этап описывается как позитивный (Конт) и индустриальный (Спенсер). 2 курс описывает современную российскую реальность как индустриальную, буржуазную, прогрессивную с элементами регресса «в некоторых сферах». Из всех теорий общества значимыми (упоминаемыми) оказались эволюционистские: теории модернизации, индустриального и постиндустриального общества. История конструируется либо как история личностей: князей, царей, императоров, вождей, либо как набор отрицательных оценок-«темное царство», тоталитаризм. Весь советский период чаще всего идентифицируется с двумя именами: Лениным и Сталиным. Сталин – это не человек, а некая злобная стихия. Дискурс эволюционизма, вульгарного историцизма совмещается с механистическими представлениями о том, что есть общество.
2. Общество, в представлениях наших студентов-это страна, в которой люди живут на определенной территории и в Российском государстве. Общество, т.о., отождествляется с государством и территорией. 2 курс дополняет представления первокурсников суждениями о существовании взаимодействия между членами общества. Дискурсы географического и политического детерминизма являются доминирующими в описании того, что есть общество, какие и почему в нем происходят изменения. Государство-это демиург: оно создает, разрешает, запрещает и т.д., существует вне повседневности респондентов.
3. Статика современного Российского общества описывается с помощью дискурса классового анализа, но не в терминах марксизма, а с помощью стратификационной модели. Главным показателем является доход (богатые-бедные). Образование рассматриваются через показатели платное-бесплатное, профессия-через престиж и доход, место работы – через показатели работающие - безработные. Описывается возникновение новых социальных институтов - рынка, шоу-бизнеса, избирательной системы, многопартийности, платных услуг и т.д.
4. Большая часть суждений о сегодняшнем дне России носит характер негативной оценки. Основными проблемами, по мнению студентов, являются – пьянство, наркомания, высокая смертность, преступность, безработица и бедность, терроризм. В то же время артикулируются достижения-стабильность, развитие сферы торговли, досуга, туризма. Это дискурс средств массовой информации.
5. Студенты идентифицируют себя как агентов, не могущих пока воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет современность, но выражают надежду, что «будет лучше». Возможности описываются дискурсом потребления. Описание «ужасов» бытия дополняется надеждой на лучшее будущее, на то, что эти проблемы как-то исчезнут или кто-то сделает «лучше». Себя они не видят агентами исправления мира. Как правило, артикулируется любовь к Родине «несмотря на...», отказ от эмиграции.
6. Краткое изложение систем значений, которые демонстрируют студенты, позволяет сделать вывод о том, что в их суждениях встречаются и дополняют друг друга дискурсы социологические (использование которых задавалось ситуацией производства текстов), средств массовой информации, повседневного знания. Система значений приписываемых Российскому обществу строится вокруг идей эволюционизма, которые связаны с идеями прогрессизма, наличия объективных законов развития общества, социологического реализма. Этот комплекс представлений носит самоочевидный характер.



1.Филлипс, Йоргансен, 2004 - Филлипс Л., Йоргансен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. - Харьков, 2004.-336с.
2.Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.-М., 1089.-312с.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru