Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Журухина А.А.
студентка 4 курса факультета истории, политологии и права Российского Государственного Гуманитарного Университета (г. Москва)


Тексты песен как источник исследования дискурса молодежных субкультур.

Каждая конкретная социальная система и соответствующая ей культура включает в себя различные подсистемы, или субкультуры, которые характеризуются своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием. Субкультур множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, во всех субкультурах существуют черты и основные характеристики базовой культуры.

Субкультура, таким образом, предстает как особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей (обычно доминирующей) культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Поскольку субкультура, в том числе и молодежная несет в себе содержательный компонент любой культуры, то немаловажной ее частью является ее особенный, свойственный только ей, язык.

Субкультура – это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (т.е. мировосприятие и умонастроение) ее носителей.

Молодежь предстает специфическим носителем субкультуры по ряду признаков. Отчасти, потому что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером ». Молодежь несет в себе противоречие, присущее данному обществу в целом. Молодежь, по определению И.С. Кона, - «социально-демографическая группа,… связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В книге американского исследователя Ч.Рейча «Зеленеющая Америка» изложен его альтернативный взгляд на природу субкультуры и контркультуры. В основе его теории лежит идея революции в сознании, которая должна изменить мир и установить контркультуру в качестве официальной. Из-за быстрого развития науки и техники произошло отставание морали, культуры, ценностей. Сознание, в представлении Ч.Рейча, это «полное представление любого данного индивида, которое воссоздает целиком его восприятие действительности, все его отношение к миру... Сознание - ...это образ жизни ». Новый контркультурный образ жизни предполагает неотчужденную от человека работу, свободу выбора и неповторимую индивидуальность каждого человека. Задача революции – новое мироощущения. В своей работе Ч.Рейч указывает на музыку как механизм распространения контркультурных настроений и сознания.

Песня, являясь особым жанром употребления речевых практик, где содержание переплетается тесным образом и с ритмом, и с общей мелодикой, позволяет по-новому взглянуть на дискурс молодежных субкультур.

Язык организован в соответствии со структурами, свойственными высказываниям людей в различных сферах социальной жизни. Дискурс – анализ таких структур. Каждый речевой случай является коммуникативным событием, состоящим из трех измерений:
- текст (речь, письмо, визуальное изображение или их сочетание)
- дискурсивная практика, которая включает производство и восприятие текстов.
- социальная практика.

Именно со вторым измерением мы имеем дело, сталкиваясь с музыкальными текстами. Социальной практикой в данном случае является общий субкультурный контекст. Использование сленга, создание собственного символического языка, собственных аббревиатур, и неотъемлемое стремление выделиться, - это то, что отличает молодежные субкультуры от иных субкультур. Характерно и то, что молодежь в своих предпочтениях строго избирательна.

Дискурсивный подход в отношении изучения молодежных субкультур позволяет по-новому взглянуть на молодежную специфику. Психология молодежи очень наглядно отражена в ее предпочтениях, в том числе и в музыкальных. Повторяя один и тот же текст, который сам по себе является дискурсом его создателя, молодой человек воспринимает информацию, данную в тексте, не критично, принимает те категории, которые данный текст транслирует. Именно поэтому исследования дискурса молодежных субкультур через тексты песен позволяют взглянуть по-новому не только на психологические характеристики молодежи, но и позволяют определенным образом прогнозировать массовые политические настроения данной категории населения.

Важность подобного исследования, в частности, открылась после событий на Украине, сейчас именуемых Оранжевой революцией. Многочасовые концерты на Майдане Незалежности с участием самых популярных в молодежной среде групп создавали определенные настроения и поддерживали их не только за счет ритмов и механизмов заражения, действующих в толпе, но и за счет дискурсивного выражения настроений протеста, настроений субкультуральных. Использование определенных речевых символов, маркеров, позволяло вовлекать большее количество людей и поддерживать в них стремление активно, в виде протеста массового характера, выражать настроения. Данные символы, как правило, содержали в себе национальный подтекст, политический подтекст и вызов. Дискурсология в данной области позволила выявить механизмы влияния на огромные массы людей и предугадать те настроения, которые возникли после революции.

Тексты песен в исследованиях дискурса молодежных субкультур являются новым источником. Субкультура, как сложный конструкт, выражается во многих полях. Одним из наиболее важных, как представляется автору, полей, является атрибутивность субкультур. Символы, знаки, определенные модели поведения, необычный язык, одежда, структура самих групп, могут быть выражены и через тексты тех музыкальных исполнителей, «прослушивание» которых тоже является частью атрибутики данной молодежной субкультуры. Дискурс как категоризация действительности посредством речи, в том числе и письменной, позволяет рассматривать молодежные субкультуры как совершенно особого носителя собственного образа действительности.



1.Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994. – С. 446.
2.Reich Ch. The Greening of America. – NY., 1970. – P.20




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru