Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Лобовиков В.О.
(г.Екатеринбург)


Формально-аксиологические структуры дискурса и “COGITO ERGO SUM” Р. Декарта (О значении слова «следовательно» в формулировке принципа «я мыслю, следовательно, я существую»)

Широко распространенное сведение структур дискурса к его формально-логическим структурам допустимо лишь как абстракция, т.е. в некой ограниченной сфере. За ее пределами такая редукция неизбежно ведет к досадным недоразумениям. Например, если слово «следовательно» в формулировке принципа «я мыслю, следовательно, я существую» понимается в формально-логическом смысле, то возникает явное недоразумение. Уже во времена Р. Декарта было показано его критиками, что в “cogito ergo sum” собственно логического следования нет. Реагируя на критику, Р. Декарт пояснил, что слово «следовательно» в формулировке указанного принципа имеет не формально-логический, а совершенно иной смысл и значение. Но какой именно? Достаточно ясного и отчетливого ответа Р. Декарт не дал. Но тот факт, что он осознанно вынес значение “cogito ergo sum” за пределы формально-логической структуры дискурса, очень важен.

По моему мнению, значение слова «следовательно» в формулировке принципа «я мыслю, следовательно, я существую» относится к формально-аксиологической структуре дискурса. Она качественно отличается от формально-логической его структуры. Закономерной формально-логической связи между этими структурами дискурса нет. “Сogito ergo sum” есть утверждение формально-аксиологической эквивалентности мышления (субъекта) и бытия (этого субъекта). Причем значениями словосочетаний «мышление (субъекта)» и «бытие (субъекта)» являются соответствующие ценностные функции. В такой интерпретации “Сogito ergo sum” есть утверждение о существовании отношения формально-аксиологической эквивалентности между соответствующими ценностными функциями. Если обозначить аксиологическую переменную (переменного субъекта или переменную деятельность) буквой а, то “Сogito ergo sum” можно сформулировать так: мышление (чье) а формально-аксиологически эквивалентно существованию (чьему) а. Областью допустимых значений (аксиологических) переменной а является двухэлементное множество {х (хороший, хорошее) и п (плохой, плохое)}. Ценностные функции Ма – «мышление (чье) а» и Са – «существование (чье) а» строго определяются как имеющие точно такое же аксиологическое значение, как и их переменные. (Областью изменения значений этих функций служит то же самое двухэлементное множество.)

Согласно определению, ценностные функции являются формально-аксиологически равноценными (функциями), если и только если они принимают одинаковые аксиологические значения при любой возможной комбинации аксиологических значений переменных, входящих в эти функции. Обозначив отношение формально-аксиологической равноценности символом «=+=», можно выразить “Сogito ergo sum” следующим формально-аксиологическим уравнением: Ма=+=Са. Итак, значением слова «следовательно» в формулировке принципа «я мыслю, следовательно, я существую» является отношение формально-аксиологической эквивалентности «=+=». Необоснованно отождествляя это отношение с формально-логической эквивалентностью или импликацией, можно получить парадоксальный результат (на что и указывали «критики» Р. Декарта). Но этот абсурдный результат – закономерное следствие недопустимого сведения всего богатства (многообразия) структур дискурса только к его формально-логической структуре.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru