Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Максимова М.А.
апспирант УГТУ-УПИ(г. Екатеринбург)


Дискурс и детерминация личности (индивида)

Основное допущение, лежащее в основе всех традиционных моделей "Я" заключается в том, что "Я" - это некая субстанция, сущность (entity) и что, как любой другой сущности или физическому объекту, ему можно дать окончательное определение. Предполагается, что "Я" обладает некоторой истиной природой или набором характеристик, которые могут быть раскрыты и описаны учеными.

Теория черт рассматривает "Я" как "личность", т.е. представляет его состоящим из поддающихся измерению личностных черт, способностей и атрибутов. Эти черты могут быть поверхностными или глубинными, конституционально обусловленными или являющимися продуктом воспитания. Поведение человека, его действия мыслятся детерминированными личностными чертами, которыми он обладает. Значимость этих черт перевешивает влияние ситуаций или контекста, в котором находится индивид. Это тот образ "Я", который лежит в основе тестов и личностных опросников, которые нацелены как на выявление индивидуальных различий в определенных чертах, таких как экстраверсия или интраверсия, так и на составление психологического профиля отдельного индивида. Теория черт чрезвычайно асоциальна в своем подходе.

Теория ролей видит противоречие между двумя "фактами" - между фактом индивидуального самовыражения и фактом социальной детерминированности индивида. Понятие роли как раз призвано снять это противоречие. Роль определяется как набор деятельностей, качеств и стилей поведения, которые ассоциированы с социальными позициями. Социальные позиции существуют независимо от конкретных индивидов, они безличностны, над-индивидуальны и включают в себя родственные, религиозные, профессиональные и др. катагории. Таким образом "Я" человека и его личность определяются местом в социальной структуре, которое он занимает, диспозиции же варьируются и конструируются социумом.

По теории ролей "Я" обладает двумя характеристиками, которые игнорируются теорией черт. Во-первых, это определенная социальная неискренность. Неискренность возникает оттого, что человек осознает присутствие вокруг других, общества. Теория же черт не рассматривает фактор самосознания в поведении индивида. Во-вторых, наличие множества идентичностей, которые часто противоречат друг другу, что может вызывать внутренний конфликт. Теория ролей допускает возможность фрагментации "Я", разные роли могут требовать разных идентичностей, человек может переживать конфликт, который чужд модели человека, которой придерживается теория черт.

Гуманистическая традиция в психологии утверждает, что и теория черт, и теория ролей неверно описывают человеческую природу и что психологические исследования и психотерапия должны концентрироваться на подлинном, истинном "Я" человека. Человеческая жизнь видится гуманистами как поиск этого истинного "Я", как стремление к самореализации и самоактуализации.

Новой концепция субъекта - социальный конструкционизм (Кеннет Герген, 1985). Главной целью этого критического движения является перемещение фокуса анализа с "Я-как-сущности" на методы конструирования "Я". То есть, вопрос заключается не в том, какова истинная природа "Я", а то как мы говорим о "Я", каковы те дискурсы, которые мы используем, выстраивая касающиеся "Я" теории, поскольку индивидуальный смысл "Я" (sense of self) фактически является конгломератом этих методов, производимых путем разговора и теоретизирования.

Таким образом, становится ясно, что теория черт, теория ролей и гуманистический подход - не конкурирующие и не взаимоисключающие модели, но просто различные способы, которые человек может использовать для осмысления самого себя.

Социальные конструкционизм предполагает, что исследователь должен фокусироваться на множественности "Я"-конструкций и их социальных и межличностных функциях

Подходу Гергена можно противопоставить другую традицию, идущую от некоторых интерпретаций трудов Мишеля Фуко (1970, 1972, 1981), ранних работ Франкфуртской школы (cf. Sampson, 1983) и относительно недавнего марксистского анализа субъектности (subjectivity), дискурса и идеологии (Althusser, 1971; Coward & Ellis, 1977). Главной идеей этих работ было показать насколько близко дискурсивная артикуляция определенных типов "Я" или индивида как субъекта связана с воспроизводством определенных типов общественного устройства.

В соответствии с этой традицией люди фиксируются в [определенной социальной] позиции посредством ряда доступных им лингвистических практик. Использование конкретного дискурса, содержащего в себе конкретную организацию "Я", не только позволяет индивиду обосновывать и оправдывать свои действия в том смысле, в котором об этом пишет Герген, но также поддерживает отношения власти, паттерны доминирования и подчинения. Конструирование определенного "Я" исключает из этого процесса другие возможные конструкции. Используя принятую в этом подходе формулировку, можно сказать, что конструирование в дискурсе одного типа "Я" или субъектности (subjectivity) одновременно конструирует определенный тип подчинения (subjection).






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru