Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Меншенина Н.В.
(г.Челябинск)


Диалог двух систем: советское и западное общество в работах советских эмигрантов «третьей волны».

Эмиграция как свободное переселение – одна из форм интеграции человечества. Именно реализация принципа свободного переселения для СССР оказалась наиболее тяжелой и противоречивой. Россия не считается страной массовой эмиграции, однако, нельзя сказать, что наша страна не знала ее. Наибольший размах эмиграция приобрела именно в советские годы. Покидали страну не «трудовые мигранты», а элита отечественной интеллигенции. Сегодня говорят о хронологической триаде «первая», «вторая» и «третья» эмиграции. Все три потока обусловлены преимущественно политическими причинами. «Первой» и «второй» потоки в основном вынужденная эмиграция, «третья» - относительно добровольная, которая по масштабам уступала первым двум. С распадом СССР заговорили о появлении «четвертой волны», что не совсем корректно, так как с распадом тоталитарного государства исчезла идеологическая платформа советской эмиграции как формы борьбы с режимом. Четвертая «экономическая» волна эмиграции включилась в естественный процесс интеграции мирового сообщества, являясь самостоятельным свободным выбором каждого гражданина.

Политическая, культурная и литературная эмиграция 60 - 80-х годов была «особым эпизодом истории СССР».[1] В отличие от своих предшественников – эмигрантов «первой» и «второй» волны, представители советской эмиграции «третьей волны» - это граждане СССР, сильной и могучей державы. Они были рождены в Советском Союзе, им воспитаны. Особое место в работах эмигрантов третей волны занимает стремление объективно оценить советскую и западную систему общественных отношений. Пытаясь переосмыслить социокультурное и политическое состояние общественной жизни, эмигрант «становится» над системой. Таким образом, условно, «выходит» из-под влияния тоталитарной идеологии, впоследствии «диктатуры капитала» западного общества. Следует упомянуть, что эмигрантское сознание воспитывается в человеке еще в стране его «первоначального пребывания». Поэтому, в сознании «идейно чуждых» советских граждан противостояние систем превратилось в формулу «там – хорошо, здесь – плохо». Там - свобода, демократия, в Союзе – тоталитаризм, который им претил. Однако, крепко сформировавшееся «эмигрантское сознание» не позволило новым гражданам ассимилироваться в новом социуме. Они продолжали «становиться над системой», понимая, что в США была своя идеология – бизнес.

Для А.Солженицына эмиграция дала возможность узнать западную капиталистическую систему и сравнить ее с советской коммунистической системой. В своих работах и выступлениях «разоблачал не только ту систему, которая сделала его изгнанником, но и ту, куда он изгнан.»[2] Главной целью западного общества является максимальная реализация свобод человека и это предел, за которым тупик и нет перспектив развития. Западное общество по-Солженицыну – это не модель для подражания, а пример, которого следовало бы избежать. Он считал, что эгоистичный западный мир не может быть перспективным. Западная цивилизация порабощает личность ничуть не меньше, чем коммунистическая идеология.

А.Зиновьев, известный социолог, логик, философ, писатель в 1978г. был выслан из Советского Союза и достаточно долго жил в ФРГ. В своих работах четко рисует образ западного общества «видимое изобилие», «культ процесса зарабатывания денег», «диктатура капитала». [3] Для того, чтобы существовать коммунистическому и западному обществам необходимо иметь образ врага, которым они стали друг для друга. «Имеется множество причин, по которым недовольство масс направляется по наиболее удобным для всех каналам, <…> находится общепризнанный враг. В нем теперь фокусируется недовольство населения своими условиями жизни. Здесь оно вырывается наружу, и это приносит облегчение» [4]

Появившаяся в советском обществе «идея Запада», это не сам Запад – это идея свободы. «Одним из проявлений является идеализация Запада. На место старой идеологической лжи относительно Запада как средоточия зол пришла новая идеологическая ложь, в которой Запад выглядит уже как средоточие добродетелей и как образец для подражания. Разуверившись в райском коммунизме, обещанном советской идеологией у себя дома многие советские люди увидели теперь земной рай на капиталистическом Западе. <…> Раньше советские идеологи и политики превозносили достоинства советского образа жизни и поносили недостатки западного. Теперь же они поступают наоборот». [5]

Западная цивилизация в меньшей степени отличается от советского коммунистического общества. Также как у советского общества на Западе есть необходимый враг - СССР «империя зла». Оно столь же иерархично и идеологично, экономика главная, регулируемая сверху, диктатура капитала не менее беспощадна, чем диктатура советского коммунистического государства.

Являясь гражданами СССР, советские эмигранты «третьей волны» ориентировались на ценности западного капиталистического общества, но воспринимали их через архетипы советской, либо русской традиционной культуры. Они обличали советскую систему в своем творчестве, но от существования, которой они зависели. Оказавшись на Западе, эмиграция столкнулась с тем, что западное общество, не менее чем советское, стремится ограничить свободы, широкое распространение которых Запад ранее провозглашал. Все везде определялось идеологическими или коммерческими принципами – «согласен или нет» - в Союзе, «рентабелен или нет» - в США. Русским эмигрантам третьей волны претил тоталитаризм. Они от него «убегали» в Америку, видя в ней «филиал земного рая». А на деле создавали филиал СССР на Брайтон-Бич. Сергей Довлатов, эмигрировавший в США в 1978г., цинично определяет свое отношение к Советскому государству – оно «не лучшее место на земле и много там было ужасного».[6] Но и Америка не филиал рая на земле. Потому что нельзя эмигрировать от собственного сознания, в котором сидит тоталитаризм.



1.Борис ХАЗАНОВ За тех, кто далеко...// Культура.- 1998.- №4 (05.02)
2.Белль Г. А.Солженицын: К60-летию со дня рождения. // Иностранная литература. – 1989. - №8. – С.237
3.Зиновьев А. :Я хочу рассказать вам о Западе. //Комсомольская правда. – 1990. – 15 сент. – С.3.
4.Мочалов И. Человек – государство. Феномен А. Зиновьева // Родина. -1999. –N10. – С.84
5.Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность : - M. :Центрполиграф - 1994. – С.260.
6.Довлатов С. Собрание сочинений: В 4т. Т.2 – Спб.: Азбука, 2000. – С.436




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru