Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Петрик О. В.
специалист-эксперт Федеральной Uосударственной службы занятости населения по Свердловской области.(г.Екатеринбург)


Борьба национальных дискурсов: столкновение интересов в сфере трудовой миграции на примере России

В последние годы тема трудовой миграции и процессов, связанных с ней, становится для нашей страны сверхактуальной. Международная миграция в современном мире представляет собой глобальное явление, складывающееся под влиянием разнообразных факторов, главными из которых являются социально-экономические и политические, и оказывающее воздействие на все стороны жизни мирового сообщества.

Если рассматривать ситуацию в разрезе миграционных перемещений между странами бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы, то, по данным журнала «Человек и труд», к 2004 году количество человек, включенных в миграционные потоки, с учётом граждан, нелегально пересекающих границы государств, составило около 200 миллионов человек. А показатель перемещения мигрантов по всему миру достигает миллиардной отметки.

Акцент на теме трудовой миграции, сделанный Президентом РФ В.В. Путиным в его обращениях к Федеральному собранию и выступлении на заседании Совета Безопасности, позволяет говорить о том, что рассмотрение проблем данной области становится на настоящий момент приоритетным направлением общегосударственной политики нашей страны. Проблемы естественной убыли населения страны, кадрового голода на рынке труда, отсюда и снижения темпов развития экономики, нелегальной миграции и др., увязываются в целый комплекс проблем, связанных с необходимостью решения миграционных вопросов.

В своём Послании Федеральному собранию Президент Путин определил стратегию государства в отношении миграционной политики. Он сказал, что «каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России». Из этого заявления Президента становятся очевидными масштабы наступающего демографического кризиса в стране, меры по преодолению которого уже начинают закладываться в национальные программы. Именно, поэтому российская миграционная политика из ограничительной начинает становиться протекционистской. Однако такая постановка проблемы наталкивается на

Положительными аспектами всероссийского процесса миграции являются следующие.

1. За счёт прибывающих граждан экономика страны в значительно меньшей степени терпит кадровый голод и восполняет пустующие востребованные вакантные рабочие места, что позволяет избегать застойных явлений и сохранять существующие темпы производства услуг и товаров. По данным Минэкономразвития, для поддержания российской экономики стране требуется ежегодно принимать до 1 млн. иностранцев. Помимо граждан, имеющих рабочие специальности, в страну въезжают высококвалифицированные специалисты. Необходимость привлечения кадров из-за границы обусловливается снижением образовательного и профессионального уровня обращающегося в службы занятости населения РФ, что отражено в следующих числах, обнародованных в интернет-издании «Накануне.RU». «Так, в Тюменской области от общего числа безработных 43 % имеют среднее общее образование, либо не имеют такового вообще, 23 % - с средним профессиональным и 22 % - с начальным профессиональным образованием. В Свердловской области 72 % безработных имеют начальное, среднее профессиональное или неполное образование».
2. Среди граждан, приезжающих в Россию, немало тех, кто раньше был гражданином СССР. Эти граждане знают русский язык, имеют сходный менталитет, получали образование и профессию в унифицированной образовательной системе, поэтому они быстро адаптируются в новых условиях и активно включаются в социальный процесс.
3. Трудовая миграция укрепляет международные связи России, что обеспечивает социально-экономические интересы россиян за границей. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что довольно значительная часть российских граждан также выезжает за рубеж с целью трудовой деятельности.
4. За счёт мигрантов государственный бюджет получает значительные финансовые средства.
5. Россия становится страной со сложным национально-культурным колоритом, где мирное сосуществование на одной территории разных народностей и этносов со своими жизненными укладами обеспечивает ей мировой статус как полинациональной и культурно развитой страны. Кроме того, как показал отечественный опыт, российская культура обладает сильными абсорбционными способностями. По словам директора Центра миграционных исследований Жанны Зайончковской, «Россия, российская культура в своё время «переварила» монголотатар». Хотя она и отметила, что данный процесс продолжался несколько столетий.
Тем не менее, при всех положительных моментах, у процесса мигрирования значительных людских потоков имеется и обратная, отрицательная сторона.
По самым приблизительным подсчётам, количество ежегодно заявляемых Правительством страны квот составляет лишь десятую часть от реального количества прибывающих в страну иностранных граждан. Конечно, значительный приток иммигрантов в Россию позволяет удовлетворять спрос на дешёвую рабочую силу, которая находит своё применение в малопривлекательных для местного населения сегментах экономики. Однако такое положение порождает многие другие проблемы.

1. Рост безработицы среди местного населения в ряде регионов, связанный с выгодой для работодателя принимать на работу иностранца без вредных привычек, готового трудиться сверх установленного законодательством рабочего времени, добросовестно исполняя возложенные на него обязанности.
2. Падение уровня оплаты труда у местного населения: дешёвый труд иностранных работников оказывается для того же работодателя более выгодным, чем труд соотечественников.
3. Это, в свою очередь, обусловливает ухудшение социально-экономического положения коренных жителей.
4. Усиление теневого сектора экономики, через который идут финансовые средства и потоки товаров, не подлежащие учёту и налогообложению. Бюджет России теряет огромные суммы денег, которые могли бы идти на внутренние нужды страны, в том числе на осуществление адекватной государственной политики в области регуляции миграционных потоков.
5. Теневая экономика влечёт за собой рост криминальных структур, так как через этот сектор идут запрещенные к ввозу товары, в том числе, наркотики, оружие, некачественная и опасная продукция.
6. Многочисленные национальные диаспоры, проживающие компактно и поддерживающие тесные отношения с соплеменниками, занимающими различные социальные ниши, в частности, ответственные и руководящие посты, активно влияют на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, иногда не в пользу коренного населения.
7. Увеличение числа экстремистских религиозных организаций угрожает безопасности государства в целом.

Перечисленные проблемы требуют чёткого осознания сути происходящих процессов и внедрения продуманной системы мер по оптимизации миграционной политики государства.

Действия государства, направленные на регулирование миграционных процессов, закреплены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и более чем 30 нормативными документами. Ежегодно разрабатывается и представляется в Правительство РФ целый ряд законопроектов и проектов нормативных актов о порядке привлечения, использования иностранных работников и защите их прав, вносятся предложения по регулированию миграционных процессов на основе соглашений с государствами – традиционными поставщиками рабочей силы. Можно констатировать, что в России на настоящий момент уже сложилась нормативная база по данному спектру вопросов, и сейчас идет её детализация и усовершенствование через проведение целого ряда мероприятий, имеющих разную сложность и длительность реализации, и разные уровни внедрения.

Конечно, эти вопросы должны регулироваться в первую очередь «сверху». Однако у вопроса миграции есть и скрытый аспект - ментальные стереотипы неприятия переселенцев, бытующие в сознании как работников органов государственной власти всех уровней, так и россиян в целом. Положительное влияние трудовой миграции почти полностью перекрывается в сознании россиянина её негативными проявлениями. Высказывания широкой общественности и официальных лиц государства, которые можно найти в СМИ или услышать в повседневных разговорах, отражают, на наш взгляд, складывающуюся в России ситуацию изнутри. Общероссийский дискурс, поддерживаемый в рамках данной темы, выражает основные эмоции, мнения и опасения россиян, связанных с масштабами и характером происходящих в нашей стране миграционных процессов. Так, например, Интернет-издание Областной газеты в статье «Гастарбайтеры. Без них никуда…» пишет: «Спросите любого, как он относится к … «гостям», и более половины опрошенных скажут – отрицательно»812. Причины такого отношения к иностранцам не лежат на поверхности. Ментальные установки, формируясь на протяжении веков, являются довольно устойчивыми и медленно изменяющимися во времени структурами сознания и даже бессознательными реакциями на раздражители внешнего мира. Они во многом блокируют осознание современных реалий действительности, поэтому для преодоления этих явлений необходимы вполне сознательные и популяризаторские меры, выработка которых происходила бы в соответствии с реальным положением дел, сложившимся в нашей стране в силу исторических и иных причин. Кроме того, многоуровневый дискурс-анализ, выражаемой через коммуникативную практику ментальности, как россиян, так и иностранцев, во многом вскрыл бы причины проблем современной России, пути урегулирования межнационального взаимонепонимания и способы построения цивилизованного общества.

Конечно, если пустить данную ситуацию на самотёк, то любое общество как сложная самоорганизующаяся система, само продиагностирует и найдёт выход из трудных для него ситуаций. Так и в случае с Россией: нехватка внутренних человеческих ресурсов стала восполняться иностранными гражданами. Однако будет ли этот процесс иметь разумные пределы или он перерастёт себя и начнёт разрушать российское общество, зависит теперь от активной, разумной и прозорливой позиции не только политиков нашей страны, но и всех нас.



1.Мелетелев С. Трудовая миграция в контексте глобализации экономики // Человек и труд, М., 2006. № 5 с. 75-79.
2.Ентяков В. Легализация нелегалов // Служба занятости. М., 2006. № 4. с. 54-57.
3.Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию. 2005. Проспект. Москва. 2005, стр. 14.
4.www.prognosis.ru/news/ society/2005/11/9/migrant¬_law.html
5.http://www.nakanune.ru/ articles/bezrabotica
6.А. Чудодеев «Итоги» № 14 (460) от 5 апреля 2005 г. http://migrocenter.ru/science/ science07.php




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru