Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Шилова О.В.
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин Уральского института коммерции и права. Доцент кафедры социальных наук Уральской государственной архитектурно-художественной академии. (г. Екатеринбург)


«Мир иной» как дискурс маньеризма

Маньеризм традиционно связывается со стилевыми явлениями в европейском изобразительном искусстве XVI века. По нашему мнению, наиболее продуктивным является рассмотрение маньеризма в рамках философии культуры, сочетающее и стилевые, и мировоззренческие, и философско-эстетические аспекты маньеризма. Осмысление маньеризма в указанном ракурсе выявляют не частные (зачастую взаимно противоречивые) его характеристики, а такие его параметры, которые обусловили его особое место в истории культуры, и одновременно позволяют трактовать его как культуру переходного периода.

При анализе маньеризма мы исходим из некоторых общеметодологических посылок:
1. Маньеризм не должен рассматриваться как регресс, упадок культуры, а как кризис в современном его понимании, как время становления, «время безвременья». В этом смысле правомерна фраза, что «у любой эпохи есть собственный маньеризм» (У.Эко).
2. Культура маньеризма представляет результат взаимодействия различных культур и смыслов. Отличительная черта маньеризма – двойственность (дуализм, антиномичность) и осмысления, и действия.
3. Хронологическая увязка маньеризма неоднозначна. Так если в Италии маньеризм находится в постпозиции по отношению к Ренессансу, то во Франции было два «пришествия» маньеризма и он сосуществовал не только с Возрождением, но и средневековым нормативизмом.
4. Маньеризм как культуру переходного периода отличает своеобразное усвоение критического компонента по отношению к другим культурам: критическое неприятие догм средневековой культуры и норм Возрождения и декларативное их отбрасывание переплетается с весьма прилежным следованием тем самым догмам. В то время как в культуре Возрождения, согласно концепции Л.М. Баткина, происходит мгновенное превращение художественного (и онтологического) прецедента, «казуса» в норму, универсалию, правило, то в маньеризме возникает напряжение между «казусом» и нормой: в качестве нормы обычно выступают требования Возрождения, а в качестве «казуса» - явления, обращенные в будущее, в Новое время.

Это находит отражение в такой черте культуры маньеризма как цитирование (воспроизведение смысла, подсказанного предшествующей культурой).

Подобное отношение к культурному тексту в маньеризме подкрепляется уверенностью прежде всего художников, писателей в неком специфическом статусе создаваемой ими художественной реальности.

Можно сказать, что маньеризм открывает для науки реальность дискурса.

Под «дискурсом» имеем в виду устанавливаемый речью (любой символической системой) порядок различений (структуру). Это понимание соответствует, на наш взгляд, тому который приводит в своих работах М.Фуко.

Одновременно существует определение дискурса - не противоречащего определению Фуко – как объективной совокупности правил говорения (норм, смыслов и т.п.), присущих речи определенных групп, эпох и т.п., или речи определенной функциональной направленности. Эта совокупность правил объективно воплощена в корпусе соответствующих текстов и потому поддается объективному анализу. В то же время дискурс нередко трактуется и как сама речь, воплощающая в себе данные правила. Нам представляется, что это определение- в обоих его трактовках – более операционально.

В маньеризме изобразительно-выразительные средства образуют поле приемов, используемых художниками для достижения в своих произведениях эффекта «знакомого незнакомца» и изощренной новизны.

Коллизия копирования и подражания является предметом исследования идеологов маньеризма Франческо Патрици, Ф.Цуккаро. По мнению Ф.Цуккаро, хотя копирование не мыслимо без мастерства, но предпочтительнее подражание ибо с его помощью исправляются недостатки натуры, несовершенство природы. Соблазн превзойти природу (superare la natura) предоставляет художнику возможность, избавившись от фиксации «теней теней» (Платон) создать новую реальность, сопряженную с индивидуальным миром творца.

«Бессознательный» (А.Хаузер) по преимуществу анатурализм маньеризма объясняет такие разнообразные художественные выразительные приемы как «змеевидность», нарушение перспективы, намеренные пустоты в центре живописного полотна, беспокоящие зрителя, дробление человеческого тела на обретающие собственное существование составляющие.

Задача художника - осознать разлад и противоречивость мира и на этой основе создать новый мир, как синтез противоречивого, Discordia Concors - «несогласное согласие».

Эта позиция художника наилучшим образом представлена в творчестве Д. Арчимбольдо, который использует анаморфизм - изображения лица из знаков природы – в своем цикле «Времена года». Личина года проявляется через множество ликов отдельных его времен. Арчимбольдо верен натуре, когда составлял «Весну» из цветов, «Лето» - из колосьев пшеницы и плодов, ягод и овощей, «Осень» - из грибов и фруктов. Вода складывается им из рыб и морских животных. Библиотекарь - из книг. «Юрист» конструируется из лягушек.

Во многих полотнах художник наслаждается самой технологией изготовления анаморфозов, играет с выразительными средствами, конструируя себя изнутри самого себя.

Подвергаясь не в глубь реальности, а в глубь текста, Арчимбольдо переходит от «ньютоновской» живописи к «эйнштейновской» (Р.Барт).

Подтверждением этому может служить то обстоятельство, что в повторенном через десять лет цикле «Времена года»,художник прибегает к использованию рамочных виньеток по всему периметру полотна. Эта рама цветов в «Весне» (1573) подчеркивает, что перед нами новая реальность, обладающая собственным значением, вписанная художником в разработанную или «символическую систему, подлежащую экспрессионистическому или сюрреалистическому прочтению» (Porzio Francesco L’universo illusorio di arcimboldi - Milano, 1979. P. 34) Работы Арччимбольдо являют собой пример осознанной, онтологически осмысленной деятельности по конструированию особой реальности.

Конструированием художественной реальности маньеризм не ограничивается. Конструирование иррационального мира осуществляется через такие практики как мистицизм и «бесноватость», мира повседневности – в гороскопе, утопия выступает как социальное конструирование, а политика – как социальное творчество во властных отношениях, творящих государство как произведение искусства.

«Мир иной» является лейтмотивом культуры маньеризма.






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru