Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Смирнова М. В.
(г.Самара)


Дискурсный подход к социальным проблемам

Ни одна социальная проблема не может существовать сама по себе, она постоянно конструируется в процессе межличностного взаимодействия. Считая социальные проблемы простыми отражениями объективных условий, нельзя объяснить, почему одни условия определяются как проблемы, приковывая к себе самое серьезное общественное внимание, тогда как другие, одинаково пагубные или опасные, остаются без подобного определения.

Социальное признание дает жизнь социальным проблемам. Социальные проблемы - продукты процесса коллективного определения, смысловые конструкты, которые конструируются и конституируются в рамках соответствующих дискурсов. Особенностями социальных проблем, которые необходимо учитывать при их анализе является то, что это смысловые конструкты, а не явления или процессы; они кем-то конструируются, а не существуют как данность; и, наконец, они конструируются в рамках определенного дискурса.

“Дискурс” в данном случае понимается как процесс взаимодействия всех существующих на данный момент в рамках интерсубъективного мира смысловых практик. Эти практики не всегда будут исключительно вербальными. Любое явление или феномен социокультурного мира, в том числе и отдельные действия, характеризуются соответствующим им набором смыслов и могут рассматриваться в качестве знаковой системы. Причем сами действия или социокультурные феномены не имеют заключенного в них самих смысла, он придается данным практикам и предметам в процессе их осмысления наблюдателями или акторами. Но благодаря особенности восприятия человеком окружающего мира, выраженной в поиске устойчивых, четко определенных закономерностей, многие действия привычно связываются с некими смыслами, и уже не представляется возможным интерпретировать их вне данных значений. Каждая смысловая практика отсылает к определенной идее существования “целого”. Так, например, мы определяем некое действие как противоправное, сопоставляя его характеристики с более абстрактными идеями “права”, “нормы”, и “противоправности”.

Дискурсы социальных проблем являются категориальными. Они затрагивают некие социально значимые категории и включают в себя дискурсы различных институтов, определенным образом реагирующих на социальную ситуацию и тем самым конструирующим данную проблему. Например, дискурс социальной проблемы преступности сосредотачивается на социально значимых категориях, каковыми являются “норма”, “закон”, “преступление”, “вина”. “система социального контроля”. И существует в виде юридического дискурса предназначенного для регулирования правовых отношений между субъектами социума, политического дискурса, интенциональной базой которого является борьба за власть, а одним из средств этой борьбы конструирование проблем, в том числе и проблемы преступности, дискурса церкви, который через категории “веры” и “греха” участвует в оформлении проблемы, и т.д.

Институциональные дискурсы различаются в зависимости от того, на какой аспект ситуации ориентирована деятельность института, и какая часть проблемы представляется наиболее разрешимой его представителям. Так, например, правоохранительные органы говорят об “общественной опасности преступлений”, а правозащитные организации “о нарушениях в ходе следственных мероприятий” и “несовершенстве законодательства”.

Но любые декларируемые и даже навязываемые различными институтами нормы, правила и ценности, ничего не говорят о том, как и в какой мере они используются социальными акторами. Поэтому институты стремятся “включить” свои смысловые конструкты в “повестку” повседневного дискурса, т.е. сделать их привычными, не вызывающими вопросов и противоречий. В рамках повседневности социальные проблемы существуют в качестве систем обыденных знаний и являются частью первичных представлений о социальной действительности. Так, например, в повседневной жизни мы не воспринимаем преступность и систему реагирования на нее непосредственно на основании реальных поступков, действий, не обращаемся непосредственно к законам и нормам, а оперируем определенными смыслами, которыми эти действия и нормы наделяются. Впрочем, смыслы создаются в процессе интериоризации правовой концепции в целом, а также усвоения характерных для данного общества моральных норм и адаптации их к реальности каждодневного опыта. Другими словами, возникает интерсубъективная нормативно-ценностная культура, характеризующаяся на уровне каждого конкретного индивида габитусом - набором установок и диспозиций, которые и будут в большинстве случаев определять поведенческие практики конкретных индивидов, а также их реакцию на практики других людей.

Особенность дискурса социальной проблемы преступности заключается в том, что с одной стороны преступление определяется как нечто необычное, разрушающее повседневность, то с чем невозможно смириться. В дискурсе социальной проблемы преступности в современной России отражает стремление к наведению “порядка” любой ценой, даже допуская высокий уровень институционального насилия. С другой стороны уровень повседневного насилия, обмана, мошенничества настолько высок, что практики, которые хоть и воспринимаются как нарушения прав человека или моральных норм, но становятся привычными и ожидаемыми, вписываются в систему норм повседневной жизни. В настоящее время можно говорить о принятии на уровне конкретных людей некоторых видов правонарушений: таких как мелкие кражи “государственного” имущества, взятки. Эти действия расцениваются как “необходимые для выживания в наше время”.

“Дискурс”, определяемый как взаимодействие смысловых практик, сближает публичную и повседневную, коммуникацию. Исследователи чаще обращаются к институциональным аренам как среде конструирования социальных проблем, и в эмпирических исследованиях в конечном итоге сводят их к наиболее доступным: к средствам массовой информации. Но люди обладают так называемой “повседневной практической креативностью”, то есть способностью творчески переопределять, комбинировать заданные, очевидные смыслы, нормы и правила, что проявляется в разнообразных устойчивых выражениях, анекдотах, коммуникативных практиках.

Дискурс социальных проблем представляет собой сложное сочетание разнообразных коммуникативных практик. Поэтому его сложно охарактеризовать в терминах “информативность — фатичность” и “рациональность —эмоциональность”. Так как социальная проблема это часто противостояние интерпретаций ситуации данными разными акторами, то релевантность и адекватность конструируемых смыслов в данном случае не только критерий информативности дискурса, но и проявление успеха одной из точек зрения в конкуренции. Столь же неоднозначна и интерпретация содержательной новизны. С одной стороны ситуация, чтобы привлечь внимание, должна представляться как новая, необычная, и даже драматичная. В то же время любая институционализированная деятельность связанная с социальными проблемами, представляет собой ритуализацию практик, в том числе и коммуникативных. В них появляется фиксированность формы и “повторяемость” содержания. Ситуация ставшая “социальной проблемой” может быть в определенной мере рационализирована, но несмотря на это дискурс “социальной проблемы” всегда эмоционален, его характеризуют оценочная акцентированность, пристрастность, аффективность.

Можно дать следующее определение социальным проблемам: социальные проблемы есть осмысление предполагаемой ситуации или условия как выходящих за рамки “нормальной” и принимаемой повседневной жизни, и определенные реакции на него (приписываемый смысл), имеющие своей целью устранение “проблематичности”. Социальная проблема есть осознание “нормальности” или “ненормальности” определяемой ситуации. Это конструкт, смысл, некоторое знание, полученное в результате сравнения имеющихся знаний о реальности в процессе межличностного взаимоотношения. “Проблемность” неразрывно связана с такими понятиями как “норма”-“отклонение”, “польза”- “вред”, “драматичность”-“обыденность”, и определяется как особое их сочетание в ходе повседневной коммуникации. “Социальная проблема” выходит за рамки только своеобразного знания тем, что подразумевает определенную реакцию. Эта реакция и выражается в различных практиках: риторике или действиях, направленных на устранение условий или ситуаций, осмысленных как проблемные.



1.Аберкомби Н. Социологический словарь: Пер. с англ./ Н.Аберкомби, с.Хилл, Б.С.Тернер; под ред. С.А.Ерофеева. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЗАО “Издательство “экономика”, 2004.
2.Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем. // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. – Казань.: Изд-во Казанск. ун-та, 2000.
3.Филипс Л, Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.
4.Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. – М.: ИТДГК “Гнозис”. 2004.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru