Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Васильев О.Н.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И ПРАКТИКА ЗАКОНОПОСЛУШАНИЯ

Современный политический дискурс легитимирует идею правосознания и законопослушания как основополагающего принципа правового государства и условия существования демократического общества, не тематизируя при этом проблему смысловой интерпретации понятий «законопослушание» и «правосознание». Между тем данная идея нуждается в дополнительной аргументации с позиции социокультурных особенностей восприятия данных понятий, их включения в символическое пространство определенного сообщества, формирования тех элементов дискурсивной практики, которые связаны с влиянием национального менталитета.

Российский политико-правовой дискурс удивительным образом воспроизводит традиционную логику социальных взаимоотношений, при которой правовые нормы «…не имеют никакого отношения к личным и гражданским свободам, записываемым в конституциях. Это просто подвид нравственных норм, а именно простейшие заповеди; запреты (не убий, не обманывай, не укради и т.д.), поскольку они поддерживаются с помощью государственного насилия и предъявляются подданным в форме того или иного уложения о наказаниях. Право получает в итоге откровенно запретительную трактовку. «Этот взгляд» с собственно юридической точки зрения ещё принадлежит культуре традиционных обществ, не проводившей различия между правом и законом, законом и полицейским уставом».(2)

Законопослушание как черта поведения и сознания гражданина характеризует его как неиндивидуализированную личность, действующую в соответствии с нормами и правилами в силу традиции, обычая, иногда страха, инфантилизма. Данное состояние характерно чаще всего не для правового, а для полицейского государства. Что же касается правосознания, то здесь речь идет о понимании, самоосмыслении, внутренней убежденности человека в том, что право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы.

В свое время российский правовед Б.А Кистяковский писал: «…всякое полицейское государство естественно и в силу внутренней необходимости всегда приводит и должно привести к анархии. Там, где весь правопорядок держится только бдительностью и заботами органов власти, а активное отношение к нему общества пресекается, там всегда должен наступить известный момент, когда старый правопорядок будет упразднен, а новый ещё не будет создан. Ни правопорядок, ни государственный строй не могут быть долговечны, если они не находят себе опоры в общественном правосознании…В противоположность полицейскому государству правовое государство отличается тем, что в нем сам народ выносит на плечах всю правовую и государственную организацию. В правовом государстве нет места анархическим проявлениям, так как оно опирается на народное правосознание и постоянно приспособляется к нему». (3)

В такой ситуации становятся понятными многие проблемы современного российского общества, которые связаны отнюдь не с неэффективностью принимаемых государством законов, а с их бездействием, возникающем вследствие массового пренебрежения формально-правовыми регламентациями в сфере повседневности. Одним из ярких примеров тому служит двойственное, противоречивое отношение населения к проблеме коррупции - взяточничеству, произволу чиновничества, криминальной деятельности новых русских предпринимателей.

Правовые отношения в России подвергались постоянным изменениям, иногда в ущерб целесообразности и эффективности их применения. Именно в силу этого в обществе наблюдается неуважение к закону как к юридическому компоненту и значительно большее доверие сложившимся неформальным правилам регулирования конфликтных ситуаций. В этой связи можно указать на типичный образ, часто транслируемый в художественном творчестве: на общем сходе, где обсуждаются противоправные действия членов сообщества, на вопрос «Как судить будем, по закону или по совести?» - ответ один: «По совести». Это говорит о соответствующем отношении к правовой истине, как к некой абстракции, которая далека и непонятна, требует осмысления и понимания, а совесть – вот она рядом, и, самое главное, не требует никаких доказательств и объяснений. В неё надо просто верить.

Противоречивое и во многом конфликтное развитие России способствовало большому недоверию к центральной власти в одних ситуациях и безоговорочному поклонению – в других. Отсюда и отношение к соблюдению законов: симпатии нарушителям, готовность сделать исключение в законе по мере необходимости. Для российской традиции правосознания характерна постоянная неудовлетворенность существующими законами и, одновременно, пассивная позиция в отношении законотворчества. Следствием всего перечисленного выступает разрушительная, а не созидательная тенденция в формировании правосознания (готовность уничтожить все законы, которые не устраивают).

Действительность законопослушания неотделима от правосознания. Политико-правовой дискурс демократического общества ориентирован не на изоляцию человека от закона и не на слепое повиновение человека закону, а на то, чтобы закон поставить на службу человеку. Законы должны быть ориентированы на право как некоторую вневременную, абсолютную норму, включающую требования свободы, правового равенства и гражданской самостоятельности. Основу общества опирающегося на правовую систему, правосознание составляет уважение закона к человеку, всяческое подчеркивание прав индивида по отношению к правам государства, разного рода учреждениям, организациям и т.д. Уважение человека к закону может быть только следствием такого антропоцентричного законодательства.



1.Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 06-03-20306а/В.
2.Соловьев ЭЮ. Дефицит правопониман7ия как примета русской философской мысли // Проблемы изучения русской философии и культуры: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. М., 1988. № 9. С. 137.
3.Кичстяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. М., 1990. № 6. С. 153.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru