Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    
Загыртдинов Р.Б.
(г. Стерлитамак)


Использование дискурсного метода в изучении национальной и региональной идентичности.

Принято считать, что теория политического дискурса утвердилась в политической науке в 50е-70е годы двадцатого века. В буквальном смысле понятие дискурс означает (довод, рассуждение, аргумент), чаше всего дискурс определяется как текст. Большое значение дискурсному анализу уделяется в постмодернизме, хотя сам термин детально не определяется, но при этом активно используется.

Для дискурскного анализа важными являются структура текста, позиция автора, социальный контекст.

В изучении этнонациональной и региональной идентичности дискурсный анализ применим во многих направлениях.

Начиная с того, что термин нация традиционно использовался в различных смыслах, что иногда приводило к путанице. В современной науке существует два основных подхода в определении принадлежности к нации: гражданское понимание нации как сообщество граждан данного государства и этническое понимание нации как сообщества людей говорящих на одном языке, с общей культурой или судьбой. Отсюда следует два варианта определения национализма, в первом случае он близок к понятию патриотизма, во втором случае применяют понятие этнонационализма.

Особенно заметна ситуация путаницы по данному вопросу в советский период, Принято считать что Советский союз был сформирован по нациоанально-территориальному принципу и представлял собой федерацию республик, созданных по принципу национального самоопределения. При этом нация понималась как этническое, а не гражданское сообщество. С одной стороны Советский Союз поддерживал нацональнально-освободительные движения во всех уголках земного шара, и в то же время осуждал национализм внутри страны, в том числе и на бытовой уровне.

На мой взгляд, эта путаница полностью не преодолена до сих пор, что проявляется и на официальном уровне, в политической лексике.

Проблема поиска новой национальной идентичности характерна для многих современных государства, например всем государствам постсоветского пространства. Согласно позиции Э, Геллнера, государства теряя прежнюю этнокультурную дифференциацию, цепляются за любой символ способный консолидировать нацию. Кто-то обращается к истории и пытается выделить наиболее важное, ключевое событие, оказавшее наибольшее влияние на ход развития данного этноса, другие обращаются к фольклору, литературе, пытаясь отыскать духовно-культурные корни, основания данного этноса или нации.

Актуальна данная проблема и для современной России, которой необходимо определиться в современном геополитическом и цивилизационном пространстве.

Причем проблема имеет давние исторические основания, достаточно вспомнить давний спор так называемых западников и славянофилов. Проблема оформления новой национальной идентичности осложняется многими вызовами для всего человечества: это и глобализация, регионализация, цивилизационная и религиозная неоднородность, которую в свое время ученый С.Хантингтон определил как «конфликт цивилизаций».

Причем, на мой взгляд, в самом начале реформирования России, в период правления Б.Н.Ельцина, многие из политиков не понимали, насколько сложна и важна проблема поиска новой идентичности. Многие из ученых и политиков считали, что как только мы откажемся от советского коммунистического прошлого, избавимся от коммунистической идеологии, то сама реальная политическая жизнь подскажет ответы на данный и многие другие вопросы:

Кто «Мы? В каком направлении нам двигаться? И что в итоге мы хотим получить?

Говоря о гражданской нации, наиболее приемлемым является понятие россияне, которое соответствует тому, что в конституции определяется как многонациональный народ РФ.

И если согласиться с тем, что национальная ( гражданская) идентичность-это некий набор символов, с которым ассоциируют себя абсолютное большинство граждан, и это понятие в большей степени связано с духовной культурой, социальной психологией, то большое значение приобретают средства массовой информации, которые должны транслировать данные символы , закрепляя их в массовом сознании.

При решении задач поиска новой идентичности необходимо учитывать некоторые обстоятельства, которые во многом осложняют данный процесс.

Россия является полиэтническим государством, причем некоторые этносы в период «парада суверенитетов» активно работали над оформлением собственных этнических идентичностей, в которых общероссийская идентичность определялась различным образом. Разумное сочетание данных идентичностей, задача сложная и долговременная, но вполне решаемая. На мой взгляд, необходимо акцентировать внимание людей на те события и символы, в отношении которых имеется наибольшее согласие.

Рискну предложить свой набор таких событий: это победа в ВОВ, которая была достигнута многонациональным советским народом, путем огромных потерь и лишений.

Полет в космос Ю.Гагарина, который является событием общечеловеческого масштаба, подтвердил величие нашего народа..

И если мы используем, какие либо примеры из истории и литературы, делать это следует предельно осторожно, ведь одно и то же событие может по- разному, восприниматься представителями разных этнолингвистических групп.

Влияние культурных факторов и символов в формировании национальной идентичности имеет огромное значение. И особенно важно это для полиэтнического государства, ведь культурные символы можно использовать как своеобразные «кирпичики» в строительстве новой общегражданской идентичности.

На мой взгляд истории сосуществования различных народов на территории Башкортостана, Поволжья и Зауралья, свидетельствует о том, что разность культур совсем на обязательно приводит к конфликту, «войне цивилизаций» в духе идей С.Хантингтона , и что добрососедские отношения народов на одной территории возможны..

И, наверное, этим объясняется, какое большое внимание уделяется празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав России, не только в России, но и в таких международных организациях как Юнеско.

Большое значение в формировании идентичности имеет язык. И закрепление национальных языков в конституциях национальных республик в качестве государственных воспринимается частью населения как угроза нарушения их гражданских прав. В то же самое время так называемые титульные нации считают это вполне естественным и ссылаются на опыт таких государств как Швейцария или Бельгия где существуют несколько государственных языков. Тем более, что в советский период, усеченный правовой статус автономных республик не давал в полной мере реализовать гражданские права населения титульных наций, в том числе и право на изучение родного языка.

И поэтому языковая политика Российского государства должна быть взвешенной и толерантной. В целом для формирования общероссийской идентичности важным является внимательное отношение к русскому языку как основному языку межнационального общения россиян и многих граждан постсоветских государств.

Большое значение в формирование национальной идентичности имеет религиозный фактор, ведь в России проживают представители различных религий и конфессий.

Решение вышеуказанных и многих других задач возможно при определении основных культурно-идеологических символов, которые бы отражали бы интересы, ценностные ориентации многонационального народа Российской федерации.






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru