Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    

 

О научной школе     Альманах "Дискурс-Пи"     Выпуск 6      Конференц-зал

Белых Татьяна Викторовна
доктор психологических наук, зав. кафедрой социальной и политической психологии Ставропольского государственного университета


ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ОСОЗНАВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ «Я-ОБРАЗА»

В современной психологии меняется представление о взаимосвязи личности и социума, личности и власти, что находит отражение в новых подходах к изучению психологии личности, участвующей в политической, управленческой, профессиональной деятельности, организации условий ее оптимального осуществления, ориентирующихся на развитие личности профессионала, его субъектных характеристик.

Проблема исследования субъектной активности личности, по мнению многих психологов, продолжает оставаться значимой в настоящее время, хотя уже в 90-х годах двадцатого столетия появились работы направленные на исследование: онтогене¬тического развития субъекта (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, В.Т. Кудрявцев, Е.А. Сергиенко, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, ГА. Цукерман и др.); элементов опыта субъектной активности (цен¬ностный, рефлексивный, привычная активация, операциональ¬ный, сотрудничество) (А.К. Осницкий); суще¬ствования субъектного взаимодействия между человеком и при¬родой в рамках экопсихологии, (В.И. Панов); закономерности развития личности как субъекта понимания (В.В. Знаков); способностей как качеств и свойств, обеспечи¬вающих успешное (оптимальное) функционирование психичес¬ких процессов (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин); восприятия как исходно субъектного и личност¬ного процесса, который представляет собой перцептивную си¬стему, состоящую из чувственного образа, внутренних условий субъекта (перцептивного комплекса) и формы жизнедеятель¬ности в пространстве и времени (В.А. Барабанщиков); субъектных параметров личности в использовании языковых феноменов с помощью методов психосеман¬тики (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.).

В настоящее время предложен новый вид педагогики — субъектная педагоги¬ка и новый вид психотерапии — субъектная психотерапия.

При всем многообразии полученных в отечественной психологии эмпирических фактов относительно механизмов развития субъекта, на наш взгляд, остается открытым вопрос о субъективном восприятии личностью «границ» собственной субъектной активности, ее представлений о возможности или невозможности их преодоления, что, несомненно является одним из факторов оптимальной реализации субъектом таких видов деятельности, которые требуют максимальной самоактуализации, использования и развития психологического ресурса личности (политическая деятельность, управленческая, творческая и др.).

Мы намеренно не касаемся вопроса об исследовании асубъектности личности, когда человек при различных видах патогенной личностной изменчивости становится не способным к оценке меры собственного влияния на свою жизнедеятельность. При некоторых видах поведенческих расстройств личности субъектная психотерапия, на наш взгляд может быть эффективной.

В нашем исследовании нас интересовала проблема исследования восприятия образа «Я» относительно возможности оценки личностью границ собственной субъектной активности.

С точки зрения М. Мамардашвили, анализирующего тексты Р. Декарта «Я»-феноменально, т. е. мы имеем дело с сознанием в смысле феномена осознавания. А оно обладает следующим признаком: совпадением события и факта концептуального осознания этого события. Когитальное «Я» («Я» возникшее в результате акта «когито» по Р. Декарту) должно само себя сотворить. Т.е. «Я» развертывается, осуществляется, создается в феномене осознавания.

В нашем исследовании мы попытались обнаружить индикаторы, позволяющие проанализировать границы образа «Я» относительно возможности осуществления такого «самосозидания» личности.

Для описания образа мира или образа «Я» субъекта, его имлицитной модели можно реконструировать категориальную структуру индивидуального сознания, размещения в ней индивидуальной системы значений.

В нашем исследовании использовался тест репертуарных решеток (Дж. Келли) именно в целях реконструкции имплицитной картины мира, выявления особенностей восприятия места «Я» в общей системе «Я - окружающий мир». Конструкты вызывались методом самоперсонификации – одним из вариантов метода триад.

На наш взгляд, изучение области индивидуального опыта проявления субъектной активности (активности, направленной на саморазвитие, самосозидание) возможно через анализ структурных отношений между образами, связанными с различными аспектами представления о себе, и образами, непосредственно раскрывающих два аспекта субъектности: принятие собственной ответственности и реализация желаемых изменений в жизни. Для изучения этих аспектов, помимо стандартного набора ролей, введены две роли: «Человек, осознающий свою причастность ко всему происходящему в его жизни» и «Человек, способный повлиять на свою жизнь или измениться сам». Особенности идентификации, дистанция между образами в личном семантическом пространстве выступали в качестве определителей экзистенциальных границ, связанных с переживанием перспективности или бесперспективности дальнейшего личностного развития.

Полученные эмпирические факты позволили вскрыть внутреннее пространство границ образа «Я» и обнаружить наличие или отсутствие препятствий относительно развития собственной личности.

В нашем исследовании субъектность раскрывалась через два аспекта: 1) осознание собственной причастности ко всему происходящему в собственной жизни, связанное с определением позитивного самоотношения; 2) развитие способности к преобразованию своего места в мире, требующее проявления активности со стороны личности, выступающей в качестве инициатора изменений.

Рассмотрение двух аспектов субъектности привело к следующим выводам: осознание причастности ко всему происходящему в жизни связано с формированием позитивного самоотношения, включением в свою Я-концепцию социально-значимых качеств – тех из них, которые способствуют развитию межличностных отношений, открытостью по отношению к своему будущему (большая интегрированность образов «Я-идеал» и «Я через 10 лет»).

Способность влиять на свою жизнь или изменяться самому, связана с осознанием способности к реализации жизненных планов человека, с осознанием его адаптированности в обществе, желанием повышения уровня независимости, актуализацией стремления к реализации свободы выбора.

В исследуемых случаях внутриличностный конфликт (разотождествление образов «Я сам», «Я через 10 лет» с одной стороны и образом «Я-идеал» с другой) оказался связанным непосредственно с переживаемой бесперспективностью дальнейшего развития «Я».




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru