Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    

 

О научной школе     Альманах "Дискурс-Пи"     Выпуск 6      Галерея

Емельянов Борис Владимирович
доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ


Г.В. ПЛЕХАНОВ– ИСТОРИК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

В историографии (история истории) русской философии, одно из почетных мест занимает Г.В. Плеханов, посвятивший ей большое количество монографий, статей, рецензий. Попытки рассказать о Плеханове как историке русской философии уже были предприняты М.И. Сидоровым (1957) и М.Т. Кивчуком (1960), но их анализ и оценка этой стороны теоретического наследия русского марксиста были настолько идеологизированы, что сегодня никак не могут быть приняты во внимание.

Г.В. Плеханов вошел в историю марксистской философии как виднейший ее представитель. Его творчество огромно и многогранно. История русской философии, или шире, – русской общественной мысли – занимает в нем свое почетное место. Панорама обращения Плеханова к ней в кратком изложении представляет следующую картину.

Весьма показательно, что начало революционной деятельности Плеханова и его обращение к русской общественной мысли совпадают. Как известно, 6 декабря 1876 г. на политической демонстрации у Казанского собора с речью выступил двадцатилетний студент Горного института, член революционной организации «Земля и Воля» Георгий Валентинович Плеханов. Свою речь он посвятил Н.Г. Чернышевскому, поскольку был Николин день и демонстранты заказали в соборе молебен во здравие Николая, естественно, не называя фамилии Чернышевского, находящегося в ссылке. Свою речь о его революционном подвиге оратор дополнил рассказом о декабристах, петрашевцах, а также о Разине и Пугачеве.

Любовь к Чернышевскому Плеханов пронес через всю жизнь и о нем он написал наибольшее количество работ. И не удивительно, поскольку Маркса, Чернышевского и Лаврова он считал любимейшими своими авторами, учителями, воспитателями (См.: Дела и дни. 1921. Кн.2. С.86).

демократ» четыре статьи о Чернышевском, затем эти статьи уже на немецком языке в 1894 г. были изданы в «Die Neue Zeit». В том же году в издательстве И. Дитца и тоже на немецком языке была издана монография Плеханова о Чернышевском. Это был, по сути, первый анализ творчества русского философа и революционера, которого автор считал гордостью и славой русской мысли. В монографии была проанализирована эволюция мировоззрения Чернышевского и как философа-материалиста и как предтечу и теоретика активного народничества. К творчеству Чернышевского Плеханов обращался и в последующие годы. К примеру, он неоднократно цитировал его труды в самой известной своей философской книге «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». Его итоговая работа о Чернышевском в виде монографии была издана в Петербурге в 1909 г.

Не меньшую симпатию Плеханов испытывал к своему дальнему родственнику В.Г. Белинскому (его мать была внучатой племянницей великого русского критика). А. Потресов в своих воспоминаниях указывал, что Плеханов «особенно чувствовал какое-то родство, какую-то кровную близость, какой-то пиетет к Белинскому и к Чернышевскому» (Цит. по: Тютюкин С.В. Г.В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997. С. 131). Разбору взглядов Белинского он посвятил целый ряд работ: «Литературные взгляды Белинского», «Белинский и разумная действительность», «Виссарион Григорьевич Белинский» и другие. Особенностью этих работ было то, что в них автор подчеркивал близость философских взглядов русского критика взглядам Маркса и Энгельса; по крайней мере их эволюция развивалась в одном направлении.

Впрочем, аналогичная характеристика Плехановым была дана и мировоззрению А.И. Герцена, которому он посвятил также ряд работ («Герцен-эмигрант», «Герцен и крепостное право», «Философские взгляды А.И. Герцена»). В частности, оценивая герценовские «Письма об изучении природы», Плеханов писал: «В «Письмах об изучении природы» есть поистине блестящие страницы, излагающие диалектический взгляд на мировой процесс. Я не имею никакой возможности воспроизводить здесь эти страницы: их слишком много; но я не могу устоять перед искушением выписать из них некоторые наиболее характерный отрывки… Под впечатлением всех этих отрывков легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том самом направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса» (Плеханов Г.В. Соч. Т. XVIII. С.375-377).

Кстати, Г.В. Плеханов не только писал о многих деятелях русской философии и культуры, но и выступал с посвященными им речами и докладами перед различными аудиториями. Вот несколько примеров. После речи у Казанского сбора, на петербургскую публику большое впечатление произвела речь молодого Плеханова в 1877 г. на похоронах Некрасова, где он выступал сразу после Достоевского. С речами о Белинском он выступал весной 1898 г. несколько раз в Женеве, Цюрихе и Берне по случаю пятидесятилетия со дня смерти критика. С лекциями в разных аудиториях (одна из них – «Толстой и Герцен» была опубликована уже после смерти Плеханова) он выступал в 1912 г., тогда же он произнес речь на могиле Герцена в Ницце.

Писал Плеханов и о народниках. Сам в недавнем прошлом народник он, перейдя на марксистские позиции, опубликовал несколько работ с критическим, историко-философским разбором их взглядов. Самой известной из них можно считать неоднократно издававшуюся на многих европейских языках брошюру «Анархизм и социализм» (1894), в которой много места уделено разбору взглядов Бакунина и Кропоткина и критике их нападок на марксизм. Из либеральных народников наибольшее внимание он уделил Н.К. Михайловскому, опубликовав о нем несколько статей, а также часть своей книги «Наши разногласия». А известному народнику Воронцову он посвятил целую книгу – «Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В.В.). Критический этюд» (1896).

Взгляды современников также подвергались историко-философскому анализу. К примеру, еще в начале 900-х годов Плеханов намеревался написать большую рецензию на книги А.А. Богданова «Основные элементы исторического взгляда на природу» (1899) и «Познание с исторической точки зрения» (1901), оценив их как «решительное отрицание материализма». Рецензия стала перерастать в статью, но по каким-то причинам она была не закончена. В 1903 г. Ленин с Плехановым обсудили необходимость выступления против философии Богданова, но из-за партийных разногласий с Лениным Плеханов начал критику эмпириокритицизма один в «Предисловии переводчика» ко 2-му изданию брошюры Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1905). А за год до появления ленинской работы «Материализм и эмпириокритицизм», когда Богданов опубликовал «Открытое письмо Плеханову» (Вестник жизни, 1907. №7), дал разбор его философии в своей книге «Materialismus militans» (1908). Тогда же Плеханов опубликовал несколько статей из серии «О так называемых религиозных исканиях в России» (Современный мир, 1909), посвятив их критическому анализу взглядов Горького, Луначарского, Мережковского, Булгакова, Минского и Толстого.

Наконец, в это же время Плеханов начал осуществлять давний свой замысел - написать фундаментальную «Историю русской общественной мысли». За двадцать лет до этого, в 1888 г., он вел переговоры с С.М. Кравчинским об издании в Лондоне на английском языке книги «Правительство и литература в России», в которой предполагал рассмотреть политические судьбы выдающихся представителей русской мысли XVIII-XIX вв. В одном из писем Кравчинскому он писал о плане издания: «Мы рассказали бы о лицемерном либерализме Екатерины II, о неистовствах Павловской цензуры, о ссылке Пушкина, Лермонтова, об аресте Тургенева за похвальную статью о Гоголе, о ссылке Грибоедова, об отдании в солдаты Полежаева, о преследованиях Костомарова, Шевченко, Достоевского, М. Михайлова, Чернышевского, о том, что лишь смерть спасла Белинского от «квартиры у Дубельта», о том, наконец, что почти все талантливые писатели настоящего времени перебывали или еще остаются в ссылке» (См.: Тютюкин С.В. Указ. соч. С. 269-270). Это издание как оно было задумано, не было осуществлено. Но идея в той или иной степени осуществлялась Плехановым всю жизнь. В апреле 1909 г. он получил предложение от издательства «Мир» написать исследование объемом до 30 п.л. об истории русской общественной мысли XIX-го века. Дав согласие, Плеханов представил издательству свой план книги. В нем были расширены хронологические рамки исследования, охватившие ХУ111 и ХХ вв. Соответственно, был увеличен и объем книги на 10 п.л. План этот состоял из 9 разделов: 1. Общее историческое введение; 2. Век Екатерины II (Новиков, Радищев и др.); 3. Павел I и Александр I. Декабристы; 4. Николай I (общий обзор состояния страны и литературы, славянофилы, западники, петрашевцы); 5. Александр II (60-е годы, революционные кружки, народничество, «хождение в народ», народовольчество, катастрофа 1 марта 1881 г.); 6. Александр III (вырождение народничества и возникновение марксизма); 7. Николай II – первая часть (спор народников и субъективистов с марксистами, дифференциация в марксизме, «критика Маркса»); 8. Николай II – вторая часть (политические партии: европеизированный либерализм, социал-демократы, социалисты-революционеры); 9. События 1905-1907 гг. и их влияние на эволюцию русской общественной мысли (Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. М., 1974. Т. III. С. 255). К сожалению, полностью этот план Плеханова не выполнил, хотя продолжал работать над книгой вплоть до своей смерти. При жизни вышло два тома «Истории русской общественной мысли». Третий том увидел свет уже после смерти автора. Подготовительные материалы к работе (выписки, варианты и т.п.) составляют десятки папок, хранящихся в архиве Плеханова.

«История русской общественной мысли» - уникальное историко-философское исследование, сохраняющее научное значение до настоящего времени. Оно интересно прежде всего персонологическими очерками, порой, не самых известных деятелей русской общественной мысли, совершенно уникальным анализом социально-политического контекста. К сожалению, до сих пор в современной России так и не нашлось издательства, которое переиздало бы этот труд русского марксиста с соответствующим современному уровню историко-философских исследований научным аппаратом. Впрочем, то же можно сказать и обо всем объеме работ Г.В. Плеханова, посвященном истории русской философии.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru