Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    

 

О научной школе     Альманах "Дискурс-Пи"     Выпуск 6      Трибуна

Мошкин Сергей Вячеславович
доктор политических наук, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН


ТОРЖЕСТВО «ВЕРТИКАЛИ», ИЛИ РАССКАЗ О ТОМ, КАК ВЛАСТЬ СЕКВЕСТИРУЕТ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

«Верните народу выборы, гады!» – транспарант с таким лозунгом развернули под аркой Большого Каменного моста в Москве два молодых политика в знак протеста против непрерывных изменений в избирательном законодательстве, проводимых Кремлем, Центризбиркомом и «Единой Россией». Естественно, оба были тут же задержаны милицией и подвергнуты административному наказанию. Молодые люди протестовали против пресловутой «властной вертикали», превращения ею политических выборов как ключевого механизма, позволяющего гражданам влиять на власть и добиваться ее замены на другую, более соответствующую их интересам, в демагогическую декорацию, стыдливо прикрывающую несменяемость российской власти.

Этот процесс начался не вчера и даже не позавчера — «секвестирование» конституционных прав граждан на участие в управлении государством началось с приходом к власти В.В. Путина и имеет уже четырехлетнюю историю, которую следует напомнить.

2002 год — в федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» вносятся изменения, запрещающие проводить референдумы в последний год полномочий президента и Государственной Думы, а также запрещающие выступать с инициативой о проведении референдума во время общефедеральных избирательных кампаний. Умысел законодателей был очевиден: наложить запрет на референдумы на большую часть каждого избирательного цикла и тем самым резко сузить возможности граждан инициировать референдумы. Остроумные люди тогда назвали этот закон «законом о запрете референдумов в РФ».

2004 год — в федеральный закон «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» вносятся изменения, предусматривающие, что высшие должностные лица (президенты и губернаторы) субъектов Федерации назначаются соответствующими региональными парламентами по представлению президента РФ. Тем самым граждане были лишены возможности непосредственным личным участием выбирать глав регионов на всеобщих региональных выборах. Отныне губернаторы стали полностью независимыми от населения, у них остался единственный избиратель, с которым следует считаться, — президент страны.

Май 2005 года — в федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» вносятся изменения, предусматривающие проведение выборов исключительно по партийным спискам. И если раньше смелый и самостоятельный политик мог выдвинуться в избирательном округе и победить, в том числе и как независимый депутат, теперь округа отменены, и политик может попасть в Думу только через партийный список. Одновременно граждане лишились возможности выбирать по одномандатным округам депутатов, представляющих их интересы. А чтобы оппозиционным политикам неповадно было идти в Думу и этим, партийным, путем, «проходной балл» для партий был поднят с пяти до семи процентов — это самый высокий барьер в Европе.

Ну, а если кто-то вознамерится создать свою новую партию, чтобы дерзнуть на прохождение в Госдуму, то драконовские условия «выправленного» закона о партиях станут на пути непреодолимыми препятствиями. Закон таков, что с 2003 года в России не появилось ни одной новой политической партии, а больше половины старых, в основном оппозиционных, ликвидировано чиновниками. Те же, что остались, за малым исключением, контролируются теми же чиновниками. И с ними же, чиновниками, согласуются предвыборные списки подконтрольных партий. «Вертикаль» торжествует.

Июль 2005 года — в федеральный закон «Об основных гарантиях...» вносится целый ряд изменений. Законодатель спохватился: мелкие и, как правило, неподконтрольные властям партии могут объединиться, чтобы общими усилиями пройти в парламент. Поэтому вводится запрет на создание избирательных блоков на выборах всех уровней. Отныне партии лишаются возможности объединения, а их избиратели серьезно ограничиваются в возможности быть представленными в законодательных органах.

С 25-ти до 10-ти снижается процент недостоверных подписей избирателей, при превышении которого партиям или кандидатам можно отказать в регистрации на выборах. В условиях, когда проверку подписей ведут встроенные в «вертикаль» избирательные комиссии и правоохранительные органы, это дает возможность отсечь от выборов любую неугодную партию. При этом сумма залога увеличилась в десятки раз, а внести залог и одновременно собирать подписи теперь тоже запрещено.

Но и это еще не все. Вводятся ограничения на работу наблюдателей на выборах: до этого их могла направить любая общественная организация, после этого — только партии, зарегистрировавшие свои списки на выборах. Итак, общественные наблюдатели запрещены, журналистам присутствовать при подсчете голосов запрещено, иностранным наблюдателям, неугодным начальству, тоже. Независимый контроль за выборами превратился в прах.

Июль 2006 года — в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» вносятся новые изменения. Политическим партиям теперь запрещается выдвигать на выборах членов других партий. Мелкие партии в очередной раз лишаются возможности объединять усилия, формально не создавая избирательные блоки (уже запрещенные), но выдвигая своих кандидатов по какому-то одному «базовому» списку. Тем самым партийность гражданина, по сути, становится основанием для ограничения его пассивного избирательного права.

Конечно, можно выйти из своей партии и войти в список другой, но не все так просто: существуют более сорока оснований, по которым любого кандидата можно отстранить от выборов, в том числе за орфографические ошибки в документах.

Ограничение избирательных прав вкупе с повсеместным недопуском оппозиции к участию в выборах приводит лишь к росту протестных настроений. «Единороссовый» законодатель учел и этот сценарий, он просто отменил графу «против всех» на выборах всех уровней, тем самым, лишив граждан возможности выразить недоверие всем допущенным к выборам кандидатам или партиям и добиться новых выборов. До этого, если против всех голосовало большинство избирателей, выборы признавались несостоявшимися.

И, наконец, ноябрь 2006 года — Госдума принимает в третьем, окончательном чтении изменения в избирательное законодательство, которые предусматривают отмену минимального порога явки избирателей на выборы всех уровней, отказ от проведения досрочного голосования, а также ужесточают ответственность за экстремистские проявления в ходе избирательных кампаний. Кроме того, с принятием новых поправок запрещается агитация в телеэфире одних кандидатов и партий против других кандидатов и партий.

Соответствующие изменения были внесены в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Что это означает на деле? – а то, что если кто-то решит через телеэкран подвергнуть критике своих соперников и рассказать избирателям об их политических или экономических просчетах, будьте уверены, его на совершенно законных основаниях снимут с избирательного марафона, ибо отныне запрещено в телеэфире «формировать отрицательный образ оппонента». Тем самым на выборах устраняются последние элементы политической конкуренции. Оппозиция при этом лишается возможности проинформировать граждан об ошибках «партии власти», а граждане лишаются права об этом узнать.

И хорошо, если оппозиционера при этом не обвинят в экстремизме, поскольку при столь расширительном толковании понятия «экстремизм» наказание может последовать за любую критику властей, например, за разоблачение фактов коррупции. Тем самым вводится внесудебное ограничение избирательных прав граждан: Конституция не позволяет ограничить избирательное право гражданина, объявленного «экстремистом», — для этого надо, чтобы он находился в местах лишения свободы по приговору суда.

С отменой минимальной явки на выборах — не менее 20% избирателей (для выборов Госдумы — 25%, для выборов президента — 50%), — при которых раньше они признавались состоявшимися, избиратели лишаются последней возможности, голосуя ногами, добиться новых выборов и выдвижения новых кандидатов, а сами выборы уже можно проводить без избирателей. Отныне российскую власть от президента страны до главы района могут выбрать два его приятеля, и результат этих выборов будет совершенно законным.

Что ж, российская бюрократия вновь доказала свое несомненное интеллектуальное превосходство и цинизм: в столь короткий срок восстановить советскую по духу монополию на власть, хотя и в новой мутировавшей форме. «Властная вертикаль» торжествует: разрушены все без исключения условия и гарантии политической конкуренции, равно как и возможность появления на политической арене новых независимых сил. Отныне правящий режим может оставаться у руля сколь угодно долго.




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru