Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    

 

О научной школе     Альманах "Дискурс-Пи"     Выпуск 7      Геополитика

Боб Битти
профессор Университета Вашбюрн Топека, Канзас, США


АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Историческим признаком взаимоотношений между США и Китаем является сложность культурного взаимопонимания. Оба государства далеко не всегда выстраивали в отношении другу друга устойчивую и мудрую внешнюю политику, обе державы иногда своими действиями демонстрировали не понимание исторических и культурных факторов.

В начале ХХ века американский взгляд на Китай формировался через религиозных миссионеров и торговцев. В 1930-х годах и в период второй мировой войны США идеализировала Китай как своего демократического союзника, не обращая внимания на недостатки националистического режима Чан Кайши. Затем, в период с 1949 по 1971 годы отношения между двумя государствами приобрели идеологическую и стратегическую враждебность: отсутствовали любые дипломатические контакты и даже было прямое противостояние во время конфликта на Корейском полуострове. Все это претерпело значительные изменения после 1971 года, когда США и Китай установили дипломатические отношения, взяв курс на политику понимания взаимных интересов. Почему произошел этот сдвиг? Президент Ричард Никсон и китайский лидер Мао Цзедун оба видели общего противника в лице СССР. С точки зрения Китая, проблемной стала доктрина Брежнева 1969 года, которая давала права СССР сохранять единство внутри коммунистического блока посредством силы. Для Никсона, в условиях вывода американских войск из Вьетнама, важным было получить новый баланс в азиатском регионе, при котором США были ближе и к Китаю и к СССР, нежели оба этих коммунистических государства друг к другу. Это стало началом долгосрочной геополитической стратегии США по отношению к Китаю, которую после Никсона продолжили следующие президенты, как демократы, так и республиканцы.

Однако данная политика в отношения Китая столкнулась с двумя важными событиями конца тысячелетия. Первым событием стало падение коммунизма в Восточной Европе и в СССР, которое началось с 1989 года. Республиканские антикоммунистические силы в США начали видеть Китай как недемократическое государство, требующее изменений, на левом фланге внутри демократической партии стали говорить о необходимости учитывать вопросы демократии и прав человека во внешней политике США, которые ушли на второй план со времен Джимми Картера. Вторым ключевым событием стала резня на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда после открытия огня по китайским студентом, призывающим к демократическим изменением, стало понятно многим в США, что это поворотная точка для изменения политики в отношении к Китаю. Однако, существовали и другие, конечно, мнения как оценивать это событие. Так президент Буш-старший и бывший госсекретарь Генри Киссинджер, считали, что Китай не несёт реальной угрозы США, а события на площади Тяньаньмэнь возникли не благодаря коммунистической идеологии, а из-за тех проблем, которые встали перед Китаем в связи с экономическими реформами капиталистического характера. После этих событий президент Буш даже послал секретную миссию в Пекин, чтобы подтвердить китайскому руководству, что эта ситуация не может сильно повлиять на взаимное отношение двух государств.

Когда президент Буш-младший пришел в 2001 году в Белый дом его администрация начала работу по снижению важности американо-китайских отношений, некоторые представители администрации даже стали говорить о Китае как об угрозе США. После террористических атак 11 сентября 2001 года в Вашингтоне и Нью-Йорке администрация Буша сделала ставку на борьбу с терроризмом и радикальным исламизмом, после чего Китай стал рассматриваться опять как важный и необходимый союзник, а внешняя политика США в отношение Китая сместилась с демократии и проблем прав человека на вопросы экономического и торгового сотрудничества.

Годы после 11 сентября принесли большие изменения в Китае, которые заставляют США посмотреть по-новому на “китайский расцвет”. Эти изменения включают в себя приход к власти Ху Цзиньтау, экономический бум, быструю модернизацию, приобретения права на Олимпиаду 2008, военную модернизацию, рост энергопотребления, попытки налаживания двусторонних экономических соглашений с такими странами как Индия, Россия и Иран.

Таким образом, с 2005 года аналитики снова начинают рассматривать отношения Китая в свете его экономического роста и США в контексте положения американцев в мире после вторжения в Ирак. На основании рассмотрения этой ситуации возникло три политических воззрения (школы).

Представители первой школы считают, что миролюбивость Китая это уловка, которой китайцы пользуются, чтобы нарастить силы. Исходя из этой позиции, Китай будет искать способ обойти США, в том числе через поддержку врагов Америки. Соответственно, Китай — это угроза для США и его нужно пытаться изменить изнутри.

Вторая школа предполагает, что рост Китая неизбежен, поэтому США должны активно конкурировать с этой страной во всем мире и, особенно, в Азиатском регионе.

Третья позиция в этом вопросе разделяется большинством представителей демократической и республиканской партий, и предполагает, что рост Китая неизбежен, но может быть управляем со стороны США. Исходя из этого тезиса, предполагается, что необходимо продолжать помогать Китаю осуществлять глобальную экономическую и политическую интеграцию с остальным миром.

Эта последняя позиция разделяется президентом Бушем, первые же две школы в основном выражаются в книгах и журнальных публикациях, предупреждающих об опасности Китая. Существовали также сторонники осторожного отношения к Китаю и в Пентагоне, но они изменились после смены Дональда Рамсфельда новым министром обороны Робертом Гейтсом, который является протеже Буша.

В сентябре 2005 года заместитель госсекретаря Роберт Зелик в своей речи раскрыл то, что думает администрация Белого Дома о Китае. Зелик заявил, что США стремятся выстроить новую схему взаимоотношений с Китаем, в которой эта азиатская страна выступала бы в качестве ответственного игрока на международной арене, который бы не только пользовался преимуществами глобального мира, но и брал на себя больше ответственности в глобальной экономической и политической дипломатии. При этом Зелик отметил, что США готовы сотрудничать и с недемократическим Китаем, хотя будет направляться и часть усилий на демократизацию этой страны.

Со стороны Китая мы можем наблюдать, что в последние годы, это государство чувствует, где лежат его стратегические интересы. Китай заинтересован в продолжении своего экономического и политического роста без тех социальных потрясений, которые были в конце 1980-х. Китай также озабочен нынешней мировой системой, в которой слишком большую роль играют США. Это озабоченность была выражена публично в 2005 году, когда Китай совместно с Россией заявили о невозможности монополии и доминирования одной силы в международных отношениях и недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Между тем, Китай не стал быть жестким антагонистом США и продолжил сотрудничество, так как его экономический рост существенно зависит от торговли с США (торговый оборот составляет 250 миллиардов долларов в год). Таким образом, оба государства заинтересованы в разностороннем сотрудничестве, которое, например, выразилось в разрешении ядерной проблемы в Северной Корее.

Теперь, когда американо-китайские отношения находятся на таком уровне, можно задаться следующими вопросами. Во-первых, являются ли нынешние отношения двух стран сходными с их отношениями в период Холодной войны? Скорее всего, нет. Китай не ставит каких-либо универсальных идеологических целей. На смену китайскому коммунизму приходит китайский национализм. Многие аналитики полагают, что, если и будет в будущем конфронтация между Китаем и США, она будет носить не идеологический, а националистский характер.

Второй вопрос – несет ли Китай угрозу США? Китай окружают сильные в военном отношение государства как Индия, Россия, Корея, Вьетнам. Будет ли в этом контексте главной целью для Китая воевать с Америкой?

В любом случае сохранение американо-китайских отношений в русле мирного сосуществования должно ориентироваться на важность того, как культура может влиять на эти отношения. В США руководители считают важными межличностные отношения, в Китае же их считает как нечто временное и непостоянное. В США отношение к внешней политике оптимистическое, в то время как в Китае — скептическое и осмотрительное. В США политике верят, полагая, что есть конкретные решения для специфических проблем, в то время как китайцы видят внешнюю политику как стадию процесса без предсказуемого конца.

Эти различные подходы показывают необходимость ввести в контекст взаимоотношений понимание друг друга через сотрудничество и терпение. Многие специалисты соглашаются, что стабильные американо-китайские отношения помогут избежать взаимного недопонимания, которое приводило обе стороны к конфликтам в прошлом.

Перевод с английского А.С.Кузнецова




Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru