Магазин Где искать информацию Написать письмо На Главную Форум
сайт научной школы    

 

О научной школе     Альманах "Дискурс-Пи"     Выпуск 7      Дискурс левого поворота

Русакова Ольга Фредовна
доктор политических наук, профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН


ДИСКУРС ЛЕВОГО ПОВОРОТА

Дорогие читатели!

Прошедший 2007 год оказался чрезвычайно юбилейным в плане крупных дат и политических событий, связанных с левым дискурсом. В этом году отмечалось 90-летие сразу двух русских революций – Февральской и Октябрьской. Потребность каким-то образом сформулировать историко-политическую сущность столь глобальные события, изменившие не только облик России, но и мира в целом, привел в активное движение и столкновение самые разные дискурсы. В возобновившихся дискуссиях историков, философов и политологов относительно того, каким образом означивать в ретроспективном ракурсе Февраль и Октябрь, было бесспорным лишь одно: эти две революции явились звеньями одной цепи, вехами одного исторического вектора - левого поворота.

Девяностолетие левого поворота российские общественно-политические круги и СМИ освещали и комментировали неоднозначно. Центральные телевизионные каналы по-существу, придерживались стратегии информационного замалчивания крупной даты. В соответствии с нею была проведена операция смысловой подмены: в новостных программах 7-е ноября отмечалось как день исторического парада 1941 года на Красной Площади. При этом ничего не говорилось, почему данный парад состоялся именно в этот день. Об юбилее Октября государственные СМИ вспоминали в основном через показ традиционного шествия КПРФ по Тверской.

На протяжении всего юбилейного года идеологи правящего политического класса страны настойчиво проводили преемственную линию между Октябрем 1917 года и массовыми репрессиями 1937 года. Тем самым из сферы официального историко-политического дискурса исключались иные трактовки

большевистской революции. Кроме того, в СМИ проводилась определенная параллель между «цветными революциями» как главной угрозы существующей власти, для преодоления которой мобилизуются боевые отряды «Наших», и Октябрьской революцией. Понятно, что указанные трактовки стали выражением определенного политического заказа – заказа на дискредитации левого дискурса.

Однако официальные идеологи власти просчитались в своих усилиях вытеснить левый дискурс на переферию общественного сознания россиян. Проведенный недавно Левада-Центром опрос общественного мнения показал: по сравнению с 1997 годом все больше граждан России принимают левый дискурс, более того, говорят о своей готовности разделить позицию большевиков, которую те занимали в 1917 году («The New Times». 05.11.07. С. 7).

Правые круги трактуют итоги данного опроса как проявление ностальгии по советскому прошлому, как идеализацию эпохи. При этом высказываются опасения, что поворот влево негативно скажется на демократизации и модернизации страны. Идеологи левой ориентации, или нового социализма, напротив, считают левый поворот добрым знаком, поскольку в нем проявляется стремление масс к сопротивлению олигархическому строю и политическому монополизму со стороны партии власти.

В настоящем выпуске альманаха поднимаются острые вопросы конкурентной борьбы в сфере определения смыслов и значений ключевых событий в истории нашей страны. Данные вопросы специально рассматриваются в рубрике «Трибуна», представленной статьей ее постоянного ведущего С.В.Мошкина «Непроясненное прошлое», а также в эссе К.В.Киселева «О революциях, юбилеях и прогрессе».

2007-й год – это еще и 40-летие гибели команданте Эрнесто Че Гевары, который является легендой и символом нового левого движения. С его именем совершалась студенческая революция во Франции в мае 1968 года. Он - кумир всех антиглобалистов. Но особенно Че Гевара почитаем в странах Латинской Америки, где в последнее время произошел значительный поворот влево.

Сегодня представители политического руководства Чили, Никарагуа, Эквадора, Мексики, Венесуэлы, Боливии открыто заявляют о своей приверженности антикапитализму, т.е. левой ориентации. Президент Венесуэлы Уго Чавес неоднократно обнародовал свои левые взгляды, выступал с критикой мирового империализма, прежде всего американского, предлагал внести в название Венесуэльской республики термин «социалистическая». В Боливии президент Эво Моралес публично называет себя геваристом и социалистом ХХ1 века.

В связи с тем, что целый латиноамериканский континент выступает реальным носителем и транслятором левого дискурса, в настоящем выпуске альманаха мы публикуем работы трех крупных ученых из стран Латинской Америки, в которых предметом исследования является левый дискурс, представленный в творчестве латиноамериканских мыслителей ХIХ – ХХ вв. Это - статья доктора философии, ведущего сотрудника Центра по координации и распространению латиноамериканских исследований UNAM Марио Магайон Анайя «Латиноамериканский утопический дискурс Х1Х – начала ХХ веков» (Мексика), статья Роберта Гонсалеса Инохосы, посвященная жизни и творчеству Эдуардо Николь (Мексика), статья доктора философии Эктора Самура, посвященная генезису и развитию системы философско-политических взглядов Игнасио Эльякури (Сан Сальвадор). Об особенностях современного латиноамериканского левого дискурса читайте также мою статью «Дискурс новых латиноамериканских левых: от Че Гевары до Уго Чавеса. Концепт «Наша Америка».

Не прошла незаметно для интеллектуальной жизни России и такая дата, как 165-летие со дня рождения теоретика анархизма, князя Петра Алексеевича Кропоткина. Слушатели радиостанции «Эхо Москвы» недавно дружно проголосовали за то, чтобы богатая левыми идеалами жизнь этого выдающегося русского ученого и революционера получила освещение в эфире передачи «Наше все».

Интерес к народничеству, к особенностям его левого дискурса начинает заметно возрастать в гуматинарных кругах. Мы считаем, что мировоззренческий, идеологический и социально-практический комплекс народничества, образующий своеобразный дискурс, нуждается в своем современном прочтении и глубоком осмыслении с позиции методологии дискурс-анализа. Данные вопросы поднимаются нашими авторами – руководителем рубрики «Галерея», профессором Б.В.Емельяновым в статье, посвященной теоретику и практику анархизма, лидеру народничества Михаилу Бакунину, и Ф.П. Фурманом в статье «Народничество: от народолюбия через народоведения – к народоводству».

В современном мире, включая и Россию, мировоззренческой базой нового левого дискурса выступает некий синтез идей марксизма, неомарксизма и альтерглобализма. Можно отметить несколько узловых точек такого интегрального сближения. Во-первых, к марксисистскому дискурсу взывают антикапиталистические интенции антиглобалистов. Программная работа лидера антиглобалистов Алекса Каллиникоса так и называется – «Антикапиталистический манифест». Согласно марксизму, мощному наступлению капиталу по всему фронту может противостоять только организованная сила, им же самим порожденная (капитализм сам порождает своего могильщика). В новых условиях, по мнению антиглобалистов, такой силой может стать новый Интернационал, объединяющий противников олигархической глобализации. Его лозунг звучит вполне по-марксисстски: «Антиглобалисты всех стран, объединяйтесь!».

Во-вторых, антиглобалистам весьма импонирует диалектический метод, применяемый марксистами к анализу противоречий капиталистического общества. Диалектический закон, который говорит о «снятии» противоположностей в результате перехода системы в новое качество, наводит на мысль о том, что будущее человечества – не глобализм с человеческим лицом, а нечто иное – глобальное гражданское общество. Отсюда – лозунг «Глобализация снизу».

В-третьих, для антиглобалистов весьма актуальной представляется марксистская теория отчуждения, раскрывающая тайны капиталистической эксплуатации. Весьма показательно, что сам термин «эксплуатация» соврешенно исчез из лексикона либеральных партий и партий власти, возникших на постсоветском пространстве. Концепт отчуждения не только возвращает в современное политическое дискурсное поле понятие эксплуатации, но и с помощью него позволяет раскрыть антигуманистическую суть транс-национального и государственного катализма, выявить истоки политической пассивности масс. В итоге неолиберальная риторика о справедливости рынка и государственных естественных монополиях в свете концепта отчуждения выглядит как идеологическое прикрытие эксплуататорской сущности современной политики глобализации, как миф и ловушка для наивных и бедных.

В-четвертых, антиглобалисты берут сегодня на вооружение марксистский метод классового подхода, требующий усматривать за любыми отношениями больших групп людей экономические, политические и иные интересы определенных социальных сил, и прежде всего тех, которые получают максимум выгоды от неолиберальной глобализации. Современная глобализация одаривает своими плодами лишь незначительную группу супербогатых людей, а также класс чиновников, сросшийся с государственно- олигархическими структурами. Этим объясняется непрерывный рост экономического, социального, информационного неравенства в современном обществе.

В-пятых, марксизм вскрывает самовоспроизводящую колониальную природу крупного капитала, его стремление к разрушению национальных и региональных барьеров, к подчинению себе местных рынков и культур. Как с позиций неомарксизма, так и альтерглобализма, политика колониализма есть неотъемлемая черта неолиберальной олигархической глобализации. Согласно данной политике, целым группам стран, отдельным регионам предуготована роль колоний, подлежащих непрерывной эксплуатации в интересах избранного меньшинства, ядра глобализаторского авангарда.

О том, каким образом марксистские и альтерглобалистские идеи образуют своеобразный синтез в новом левом дискурсе, можно узнать, познакомившись с материалами трех интервью или бесед, опубликованных на страницах настоящего выпуска альманаха. Это – текст беседы с известным сербским философом, неомарксистом, профессором белградского университета Михаило Марковичем, который прислал в редакцию альманаха наш зарубежный коллега Милан Тасич.. Два других интервью подготовила для альманаха постоянная ведущая рубрики «Персона» И.Б.Фан: интервью с выдающимся российским философом, автором многих фундаментальных работ по теории и методологии марксизма Теодором Ильичем Ойзерманом и интервью с Борисом Юльевичем Кагарлицким – директором Института глобализации и социальных процессов, редактором журнала «Левая политика», лидером антиглобалистского движения в России.

В ряде публикаций рассматривается проблема возможного объединения в единый дискурсный ансамбль марксистского и постмодернистского дискурсов. Данной теме был посвящен специальный «круглый стол», который состоялся в рамках Второй Международной научно-практической конференции «Дискурсология: методология, теория, практика», посвященной памяти Жана Бодрийяра (21 ноября – 14 декабря 2007 г.). Отчет о конференции и серия представленных на ней докладов опубликованы в рубрике «Конференц-зал».

Перемещение левого дискурса с переферии символического пространства политики в его центр - яркая примета нашего времени. К примеру, еще недавно такой важный концепт левого дискурса как социальная справедливость был лишен пристального внимания со стороны российского политического класса. Теперь же, данный концепт стал чуть ли не базовым для целого ряда политических партий России. В русле данного тренда стали активно разворачиваться теоретические исследования концептосферы левого дискурса. Об особенностях этого процесса читатели могут узнать, познакомившись со статьями Е.Г.Дьяковой, А.Г.Шабурова, С.В.Кайгородова, З.Г.Хайбуллиной.

Предметом анализа для наших авторов выступает не только концептосфера левого дискурса, но также система его знаково-символических форм. Тем, кто интересуется вопросами левой символики, предлагаем познакомиьтся со статьями В.Н.Руденко, К.С.Романовой, Е.В.Власовой.

Новый левый дискурс рассматривается нашими авторами во всем многообразии его проявлений и форм, включая и такие, которые В.И.Ленин когда-то назвал детской болезнью «левизны» в коммунизме. Подробно о дискурсе такого рода говорится в статье М.А.Фадеичевой «Новая «левизна»: болезнь без диагноза». Любопытные грани нового левого философского и политического дискурса раскрываются в статьях К.Н.Любутина, В.М.Русакова, С.Н.Некрасова, Д.А.Максимова, В.В.Стрекалова, А.В.Новоселова.

Постоянным читателям альманаха, думаем, приятно будет узнать, что в рубрике «Афористикон» мы продолжаем публиковать афоризмы и иронические высказывания нашего друга в Мексике, члена редакционного совета альманаха М.А.Малышева.

Для тех, кто интересуется современными проблемами геополитики, мы предлагаем познакомиться со статьей коллеги из США Боба Битти «Американо-китайские отношения». Среди гостей редколлегии альманаха «Дискурс-Пи» - видный британский политолог, активно публикующийся в России, Ричард Саква. Интервью с ним читайте в рубрике «Философские беседы».

Также в числе зарубежных авторов - уже известный нашим читателям доктор философии из Японии Киеказу Накатоми, который выступает на страницах альманаха с методологической статьей, посвященной философско-методологической проблеме синтеза теории относительности и квантовой теории. Предыдущая статья была посвящена проблеме философского синтеза христианства, буддизма и ислама (Дискурс-Пи. Выпуск 5. Екатеринбург, 2005. С. 51 – 54).

Вновь на страницах альманаха публикуется наш бывший коллега по Институту философии и права УрО РАН, проживающий ныне в Израиле, доктор политических наук, профессор И.М.Модель. Обращаем внимание читателей на его статью, посвященную вопросам отражения политической жизни общества в израильских СМИ, опубликованную в рубрике «Четвертая власть». В той же рубрике помещены статьи постоянных авторов альманаха А.Д.Трахтенберг и Ю.В.Чемякина, в которых исследуются современные технологии массмедиа.

В этом выпуске в альманаха значительное место отводится работам, посвященным проблемам теории и методологии политической науки. Надеемся, что разобраться в противоречивых процессах развития современного политологического дискурса читателям в какой-то степени помогут статьи О.А.Матвейчева, С.В.Мартьянова, А.С.Кузнецова, А.И.Тропникова, Е.Н.Голыгина.

Прошедщий год оказался богатым на солидные юбилеи и важные события в жизни деятелей Уральской философской школы. В октябре 2007 году научная общественность отмечала 90-й юбилей основателя Уральской философской школы, члена-корреспондента РАН, доктора философских наук, профессора Михаила Николаевича Руткевича. Редколлегия альманаха от всей души желает своему учителю здоровья и продолжения активной творческой деятельности. В рубрике «Юбилеи» мы публикуем информационную статью о жизни и творчестве М.Н.Руткевича.

Мы также поздравляем с 75-летним юбилеем другого видного деятеля Уральской философской школы - доктора философских наук, профессора Владимира Васильевича Кима, который, как считает наш знаменитый Дядюшка Лю, является основоположником целой дисциплины под названием «кимология».

Проблемы культуры и антропологии продолжают глубоко интересовать редколлегию и авторов альманаха. В рубриках «Антропология», «Парадигмы и процессы», «Тропы метода» помещены статьи, посвященные антропологическим воззрениям Э.Кассирера (автор О.В.Коркунова), новым моделях типологии человека (автор А.Е.Спасский), символьной роли религии в развитии России (автор Е.А.Степанова), культуре сетевого мира (авторы В.С.Данилова и Н.Н.Кожевников), фантом ному письму как культурному феномену (автор Н.А.Комлева).

Традиционно значительное внимание в альманахе уделяется исследованиям политических и управленческих технологий (статьи Л.М.Андрюхиной, К.В.Киселева, И.А.Савченко, О.Е. Гришина и др.). Как всегда, удивляют необычностью выбора объекта, а также ракурса его рассмотрения, статьи Л.Г.Фишмана и М.Ф.Казанцева.

Надеемся, что наши читатели найдут в альманахе близкие им по духу и исследовательским интересам материалы, а размещенные в нем статьи о новом левом дискурсе станут стимулом для продолжения научных изысканий в области политической дискурсологии.






Рейтинг ресурсов УралWeb Издательский дом "Дискурс-Пи" | Адрес: 620102, Екатеринбург, ул. Посадская, 23, офис 233 | Тел.: +7 (343) 233-75-60 | E-mail: webmaster@drploko.rudiscourse-pm@drploko.ru